Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 

О цекви Преображения на Фарфоровом заводе и кладбищах при ней

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии 1884. Вып. VIII. стр. 91-97.

Церковь Преображения на Фарфоровом заводе.

 

 

Слобода Фарфоровская находится на 11-й версте Шлиссельбургского шоссе, на левом берегу Невы. Церковь здешняя каменная, построена, по клировым ведомостям, в 1736 году, а по церковной описи, выданной из консистории 19 июля 1813 года, в 1734 году. По сборной книге 1731 года видно, что здесь прежде была деревянная церковь. В книге пишется: „Имеющаяся церковь Божия, во имя Спаса Преображения Господня, что при Невских кирпичных заводах, деревянная, которая построена в прошедших годах, а ныне уже весьма обветшала и по прошению тое церкви нас богомольцев, такожде и приходских людей, обывателей оных же кирпичных заводов, повелено указом Ея Императорского Величества, из Святейшего Правительствующего Синода, из С.-Петербургского духовного правления, построити вновь церковь каменная, настоящая предреченное же во имя Спаса Преображения Господня, а при ней два предела, по правую сторону святого и славного пророка Божия Илии Фесвитянина, а по другую сторону святителя Христова Николая Чудотворца". Но и до построения этой церкви была здесь, по преданию, деревянная церковь во имя пророка Ильи, построенная Петром Великим, для невских рыбаков и устроена вчерне, а в 1736 г. освящена. Строителем нынешней церкви, как видно из сборной книги, был священник Иродион Тимофеев. По сборной книге было собрано 525 р. ассигнациями, в числе коих, от щедрота Анны Иоанновны дано: „в церковное строение сто рублев, да на свечи один рубль". После Императрицы пожертвовали: Адмирал Граф Годовик – 5 р., Князь Куракин – 3 р., Советник Хитрово – 1 р., Князь Иван Одоевский – 2 р., Князь Иван Александров Ерусланов – 48 коп., Невских кирпичных заводов обжигальщик Семён Смирнов – 100 р.; многие жертвовали вместо денег материал. Так обжигало „Нефед Иванов обещал пожертвовать 2,000 красного кирпича, Обер-Камергера Ивана Андреевича Кобылякова прикащик Алексей Деребин – 100 досок дюймовых; „того же дому, дворецкий Яков Ивлев – 20 досок дюймовых". Крест на церковь «обещан С.-Петербургским купцом адмиралтейского общества Прохором Ивановым, сыном Рювищевым». На церкви сперва был железный, 4-х конечный, не золоченый крест; в 1830 году он расшатался и был снова утвержден тем известным Телушкиным, который поправлял шпиц Петропавловского собора. Крест этот, по переделке колокольни в 1846 году, заменен золоченым шестиконечным крестом.
Важнейшая переделка храма произведена была в 1845 году. В это время, на колокольне, верхний деревянный ярус заменен каменным, а шпиц заменен семигранным куполом с луковицеобразною главою. На церкви, вместо «табурета», на котором стоял крест, выстроен глухой, деревянный, со стеклами, фонарь и над ним – луковицеобразная глава. Внутри церкви, против главного алтаря, сделаны на колоннах хоры, а под ними-«женские» места, Придельные храмы, чрез возвышение арок, соединяющих их с главным храмом, составили с ним одно целое и церковь стала просторнее.
Церковь алтарем обращена на юго-восток, или, как говорится „на зимний восток". Одною стороной она прилегает к Шлиссельбургскому шоссе, остальными сторонами – к кладбищу, обведенному кирпичной оградой на цоколе и возвышающемуся над водою на 2 сажени. Вход в церковь – под колокольней. Нижние два яруса колокольни равномерны, верхний – несколько уже. От первого яруса юго-восточной стены идет каменное же здание, четырехугольное, продолговатое, в 5 саж. 2 арш. длины, с железной крышей; оно называется малою церковью. Это было местом древнего храма, а теперь здесь поставлены приделы. Далее, к юго-востоку идет каменное здание в 6 саж. 2 арш. длины и ширины, с окнами, в 2 этажа. Ещё далее к юго-востоку – полукруглая пристройка для алтаря, с левой стороны – небольшая каменная пристройка, для пономарской; чрез неё вход в алтарь с ограды.
Иконостас главного алтаря – в 4 яруса. В нижнем ярусе помещены иконы: Преображения Господня, Богородицы, архидиаконов Филиппа и Лаврентия, Святителя Николая и образ „Неопалимой Купины"; во 2-м ярусе – дванадесятые праздники, в 3-м апостолы и среди них – „Деисус", в 4-м пророки и среди них – коронование Божией Матери. На верху распятие, с Богородицею и Иоанном Богословом. Иконостас возобновлен в 1856 г. Солея возвышается на 2 ступени, обведена железною решеткою и имеет ширины около 2-х аршин. Иконостасы в приделах несколько меньше.
Антиминс главного алтаря освящен митрополитом Григорием 1858 г. июня 1-го; антиминс Никольского придела освящен митрополитом Амвросием 1812 г., марта 2 дня, антиминс Ильинского придела холщевой освящен архиепископом Сильвестром 1775 г., января 29 дня.
В храме достопримечательны: 1) икона Преображения Господня, а под нею – изображение перенесения мощей св. Алексия митрополита московского. В иконе вложены часть креста Господня и частицы мощей Алексия человека Божия, мученика Георгия, Авраамия, святителя Алексия. Икону пожертвовал, погребенный на здешнем кладбище, придворный протодиакон Алексей Заводский. Она находится в алтаре, над царскими дверями; 2) икона Казанской Божией Матери, найденная, около 1770 г., корабельным плотником Тихоном Вагановым, на дне моря, близ Кронштадта. В указе духовной консистории от 6 октября 1811 г. за № 2757 об этом обретении прописано: Тихон Ваганов „пред праздником Пятидесятницы, в продолжении 3 ночей, слышал, во время сна, голос, от которого был пробужден, и который повелевал ему: встав от сна, поди покупаться, где обретешь образ Казанской Божией Матери. Вследствие чего, на 8 день сего сновидения, по полудни часу в третьем, пошел он купаться в городе Кронштадте, на место, называемое „Коса", за Чудодельские ворота и коль скоро, раздевшись, окунулся, почувствовал в правом боку, кто то его толкнул, где и увидел означенную икону Божией Матери, покрытую землею с мелкими корешками, и когда стал водою обмывать с образа землю, то на сей случай подошел к нему, купавшийся, в то время, не по далеку от него, адмиралтейской команды канцелярист Фёдор Овсянкин и сказал ему, чтобы бывшую на образе землю собрал в платок, потому она пригодна для болящих людей, и советовал бывшее на нем, Ваганове, платье вымыть и потом уже одеться. Откуда и возвратились, Овсянкин – домой, а Ваганов – в казарму, взяв с совою икону, и коль скоро товарищи его пришли с работы, то стали спрашивать: какой этот образ? на что он и разсказал случившееся с ним. Потом, в том же году, было видение во сне уже многим посторонним людям, страдавшим разными болезнями, что, коль скоро будут они иконе сей молиться, то получат облегчение, по каковому случаю, в то время, служены были молебны протопопом корабля св. Николая, но его имени и прозвания не знает, и молившиеся получали от болезней исцеления. Протопоп же доносил о таковом происшествии командовавшему тогда над флотом адмиралу Сенявину, пред коим он, Ваганов, все выше прописанное присягою (подтвердил), и потом был прислан, в том же году, архимандрит, для исследования по сему предмету (но откуда, и по какому приказанию, он не знает), который, обще с помянутым протоиереем, желали взять икону в какую нибудь там ближайшую церковь, но когда к сему приступали, то сделался с ними обморок; при сем случае были также приглашены морские чиновники и прочие сторонние люди, и все решились оставить икону у Ваганова, и с того времени была, во всех походах, с ним она до ныне, коей были служены молебны, и больные получали исцеления. Недавно же поднят был оный образ из его квартиры двумя женщинами, желающими служить молебен, и в церковь, состоящую при сем заводе, где, по отслужении молебна, оставлен был оный в церкви священником Петром Успенским, который согласен его оставить тут и на будущее время, и по учиненной записки из духовного регламента консисторией определено и его высокопреосвященством утверждено: „хранить означенный образ в церкви, поставив оный на приличном месте» не возбранять усердствующим ставить иконе свечи и делать молебствия, не оглашая впрочем ее чудотворною". Кроме изложенного в указе, есть об этой иконе, еще другое сказание. Так говорят, что когда то, на казенных кирпичных заводах, служил комиссаром какой то немец, у которого жена была русская, православная. Она часто молилась тому образу и служила ему молебны. Муж смеялся над нею. Случилось, что, в праздник Казанской Божией Матери, мужа посадили в тюрьму. Тревожимый совестью и упреками жены, он дал обет, если освободится, отслужить пред образом молебен. Действительно он был освобожден, и, опять таки, в день Казанской Божией Матери. С этого времени он всегда благоговейно молился пред образом. В настоящее время икона украшена ризою с венчиками и драгоценными камнями; 3) образ Рождества Христова, прекрасной живописи, писанный на стекле, красками чрез опить. Цена его 600 р. сер.; 4) старинный, шведский колокол, весом около 30 пудов, на нем надпись латинская: Soli Deo gloria. Gloria in excelsis Deo. Ve fundebat. Шведская: Tin Goolz namps aera och panasluono capall hel pridnh м: Georgia pzat anno 1686 Holmiae Misael Bader. Колокол, говорят, висел на башне конторы кирпичных заводов, устроенных ІІетром I, для созывания рабочих; контора находилась на другом берегу Невы, где теперь фабрика Барыниных. По рассказам других, колокол вырыт из земли при постройке каменной церкви, на месте коего, по преданию, была шведская кирка.
Метрические записи имеются при церкви с 1750 года.
Причт до 1760 года состоял из двух священников, диакона и двух причетников. С 1760 по 1842 год, при здешней церкви был один священник, диакон, дьячек и пономарь. С 1842 года опять два священника. С учреждением церкви в Смоленской слободе, здесь опять один священник. Причт сперва содержался казенным жалованьем от кирпичных заводов и доброхотными даяниями прихожан. В последнее время это жалованье состояло из 105 р. 45 к. в год на весь причт, не исключая и сторожа. После основания Фарфорового завода причт стал получать, из заводской конторы, 147 р. 32 к. в год, в том числе и на просвирню. В 1854 г. сделана прибавка на другого священника и жалованье причта возросло до 179 р. 97 к. Когда устроен был, в 1825 г.; Александровский чугунный завод, причт стал, от этого завода, получать 114 р. 28 к.; кроме этого пользовался от завода экипажем, с лошадью и кучером. С учреждением на Александровском заводе особой церкви причта, жалованье причту фарфоровому прекратилось. В 1802 году вследствие указа о наделе причтов землею, общество Смоленской-Ямской слободы, вместо земли, положило 50 руб. на весь причт ежегодно. Кроме этого причт пользуется 97 р. 44 к. в год, т. е. процентами с капитала в 2,430 р.
С 1787 года священствовали при здешней церкви; Иродион Тимофеев, Георгий Моисеев, Автоном Карпов, Фёодор Самсонов, Андрей Иродионов, Алексей Алексеев, Иоанн Васильев (Краснопевков), Никифор Иларионов, Пётр Алексеев (перешедший в 1813 г. к церкви Театрального Училища); Иоанн Васильевич Павловский (1853), протоиерей Иоанн Никифоров Погонялов (также умерший), Андрей Иоаннов Павловский.
С устройством в 1878 г. особого прихода и церкви в Смоленской-Ямской слободе, один священник и псаломщик переведены в тамошнюю церковь и, в настоящее время, в причте фарфоровской церкви состоят: священник Андрей Павловский, диакон Николай Гиляровский и псаломщик Иван Стрелинский.
Причт помещается в четырех духовных церковных домах, стоящих на земле Фарфорового завода; из них 2 каменных и 2 деревянных. Три дома построены на церковные суммы, с пособием от прихожан, а 4 куплен у вдовы священника Алексеева.
Приход составляют рабочие на фарфоровом и на других соседних заводах. Прихожан, по клир. ведомостям 1883 г. мужского пола 989 и женского 984.
В приходе существуют две школы: приходская, с курсом первоначального обучения и техническая, для обучения мастеровых.
Крестный ход бывает 20 июля, вокруг селения, в память холеры 1848 года.
Кладбищ при церкви два: одно – подле церкви, рассекаемое Шлиссельбургским шоссе и заводскою улицею „Щемиловкою“. На этом кладбище, между прочим, погребены: два брата, князья Лобановы-Ростовские, Дмитрий Иванович и Яков Иванович; духовник Их Величеств, протопресвитер Николай Васильевич Музовской, протоиерей Герасим Петрович Павский. В самой церкви погребены: граф Димитрий Александрович Гурьев, министр уделов, Андрей Павлович Гагарин, шталмейстер двора, Николай Назарьевич Муравьев, тайный советник.
Другое кладбище находится за Невой, где были казенные кирпичные заводы. Там есть часовня, во имя Спаса Нерукотворенного.
Приходское попечительство открыто в 1871 г. по указу духовной консистории от 11 октября за № 4001. При попечительстве состоят два училища. Одно помещается в наемном доме, другое – в каменном, построенном на средства попечительства, на церковной земле.
К фарфоровской церкви приписана, находящаяся на фабрике Барыниных, церковь во имя св. Александра Невского, с приделом во имя святителя Павла нового. Сперва в ней служили монахи из Киновии, а в октябре 1870 г. определен сюда постоянный священник, на жалованья от гг. Варгуниных.

 

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

5 1 1 1 1 1 (10 оценили статью)
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Сентябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30