Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 

Выборское римско-католическое кладбище

 

Выборское римско-католическое кладбище
г. Санкт-Петербург
Площадь кладбища

 
 

 
 

Выборское кладбище ПОХОРОНКАЕсли от набережной Невы направиться по Арсенальной улице в глубину обширного промышленного района Выборгской стороны, то на углу Минеральной улицы за высоким бетонным забором можно увидеть необычное здание. Это величественный, немного грузный костел с полукруглой апсидой, мощными трансептами и стройной колокольней, которую некогда венчал шпиль. До революции этот костел стоял в центре обширного и ухоженного Выборгского римско-католического кладбища, от которого сегодня уцелели лишь несколько надгробий на территориях предприятий.

До середины XIX в. столичные католики не имели своего кладбища и пользовались протестантскими - сначала Сампсониевским, позднее Смоленским и Волковским В 1852 г. духовенство костела святой Екатерины обратилось в Министерство внутренних дел с ходатайством об отводе земли для католического кладбища на Выборгской стороне. в местности, которую называли Куликовым полем. Это было обширное незастроенное пространство, по плану 1841 г. «предназначенное под урегулирование улиц». Поэтому Городская дума вначале отказала католической общине, предложив на выбор два другие места: у Богословского кладбища на Муринской дороге и вблизи Смоленского на Голодае. Католический митрополит Игнатий Головинский осмотрел эти участки и признал их неудобными. После повторного обращения 2 января 1856 г. Александр  II утвердил разрешение «римско-католическому духовенству в Санкт-Петербурге на владение землею, отведенной из городского выгона в Выборгской части, известной под названием Куликова поля, для устройства кладбища и часовни».

Выборское кладбище ПОХОРОНКАВсего четыре месяца потребовалось на утверждение составленного Н.Л. Бенуа проект каменной часовни, домов смотрителя и священника, других служебных построек. К кладбищу проложили дорогу, территорию в двадцать четыре с половиной тысячи квадратных сажень благоустроили и разделили на прямоугольные участки, названные по именам католических святых: святого Павла, святого Петра, святой Екатерины, святого Станислава, святого Франциска, святого Доминика и др. 2 июля 1859 г. митрополит Вацлав Жилинский освятил часовню, стоящую в центре кладбища.

Через двадцать лет часовню решено было превратить в костел. В 1877-1879 гг. Н.Л. Бенуа (происходивший из семьи французов-католиков) пристроил к ней высокую башню-колокольню, и новый костел, роспись которого исполнил академик А.И. Шарлемань, освятили во имя Посещения Пресвятой Девы Марии. Под алтарем был погребен митрополит Игнатий Головинский, в подвале находились фамильные усыпальницы графов Потоцких, семьи Бенуа, другие захоронения. 14 декабря 1898 г. здесь был погребен и строитель костела архитектор Н.Л. Бенуа, родоначальник замечательной художественной династии.

Сын архитектора А.Н. Бенуа писал в своих воспоминаниях: «Католическое кладбище, к церкви которого папочка в этом году начал пристройку колокольни, лежало верстах в двух или трех от Кушелевки - ближе к Финляндскому вокзалу. Сама церковь, очень простая, но изящная, была построена отцом в 50-х гг. в романском стиле. Нижний этаж был на сводах, и там, в западном углу, был наш фамильный склеп, где под плитами уже лежали умершая в младенчестве сестра Луиза и брат Иша. Уже поэтому семья наша была особенно связана с этой церковью, но, кроме того, она теперь сделалась приходской церковью поселившихся на Выборгской стороне Эдвардсов, и мой зять, ревностный католик Матью, не пропускал ни одного воскресенья, чтобы не побывать, иногда со всей семьей, на мессе. Прежний фасад без колокольни, надо сознаться, был цельнее и гармоничнее; такою, кажется, церковь и была задумана папой. Но теперь, благодаря нашедшимся средствам и в удовлетворение гонора польской колонии, пожелавшей, чтобы церковь более выделялась среди окружающей местности, решено было пристроить колокольню, и, по проекту папочки, главный вход в церковь должен был помещаться в ней. Кажется, в 1877 г. работы по возведению колокольни еще не начались, и фундамент был положен лишь весной 1878 г., но, во всяком случае, папа был занят проектом и часто ездил на кладбище, чтобы совещаться с местным священником-ксендзом Францискевичем».

Выборское кладбище ПОХОРОНКАВ середине ХIХ в. католическое население Петербурга насчитывало больше тридцати тысяч человек. Число ежегодных захоронений на римско-католическом кладбище доходило до семисот. Костел получил свой приход, содержавший сиротский приют и школу. Престольный праздник 7 июля отмечался в храме архиерейским богослужением и народным гуляньем.

К началу XX в. свободных мест на кладбище почти не осталось, поэтому в 1905 г. администрация обратилась с ходатайством о прирезке дополнительного участка земли. Городская дума ответила отказом, сославшись на решение о «постепенном закрытии существующих в черте города кладбищ». С 1912 г. все захоронения на Выборгском католическом кладбище было предписано прекратить и перевести на католическое отделение Успенского кладбища.

С севера к католическому примыкало небольшое холерное кладбище. Оно возникло в июле 1831 г., в разгар холерной эпидемии, и предназначалось главным образом для жителей правобережья - Выборгской стороны, деревень Старой и Новой. Территорию размером в две тысячи триста квадратных сажен за свой счет обнесли забором купцы Пивоваровы. Во время эпидемии здесь похоронили многих петербуржцев, в числе которых были генерал К.И. Опперман, кругосветный мореплаватель адмирал Г.А. Сарычев, известный врач и писатель, доктор холерной комиссии М.Я. Мудров. Во время второй холеры, 1848 г., на Выборгском холерном кладбище вновь стали хоронить, но вскоре оно было окончательно закрыто.

В 1909 г. заведующий Выборгской частью писал в городскую управу: «На городском, ныне закрытом холерном кладбище, расположенном на Куликовом поле, осталось лишь несколько могил, кое-как уцелевших, остальные же сровнялись с землей. На двух из сохранившихся могил находились: на одной - икона Божией Матери масляными красками, на другой изображение Христа, несущего крест, сделанное от руки карандашом. Последнее изображение, работы Антонова, 1801 г., что видно из надписи на рисунке, помещено было на кресте, на коем сохранилась едва заметная надпись: Евгения Михайловна Антипова. За полным разрушением этих могил и крестов, во избежание гибели изображений я поручил комиссару их снять и доставить в Управу для помещения в Городской музей».

Первые послереволюционные годы приходской костел продолжал действовать, хотя захоронения на кладбище не возобновлялись. В мае 1939 г. Красногвардейский райсовет принял решение о его полной ликвидации. Костел закрыли, а кладбище из треста «Похоронное дело» передали Красногвардейскому райфинотделу, немедленно приступившему к его уничтожению. Планировалось устроить на этом месте общественный парк, и райфинотдел старался извлечь из брошенного кладбища доход: решетки и металлические части памятников сдавались в металлолом, надгробия перемалывались на щебенку, продавались дорожникам под бортовой камень тротуаров и т.д.

В Некрополь мастеров искусств успели перенести всего четыре захоронения: итальянской певицы А. Бозио, живописцев Ф.А. Бруни и Л.О. Премацци и генерала К.К. Данзаса, лицейского товарища Пушкина. В ноябре 1939 г. хранитель музеев-некрополей Н.В. Успенский обратился к администрации райфинотдела с просьбой «сохранить от разрушения до наступления благоприятного времени к переносу еще некоторые монументы». Из перечисленных им надгробий уцелел лишь памятник психиатру И. Мержеевскому, перенесенный на следующий год на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Уничтожение некрополя завершилось уже после войны. В декабре 1948 г. был утвержден проект приспособления бывшего костела под производственные цеха Калининском) райпромкомбината. При этом отмечалось, что «в настоящее время костел окружаем пустырь с редким, неорганизованно расположенным расположением деревьев и незначительным количеством памятников». Так прекратил существование один из самых благоустроенных и живописных некрополей старого Петербурга.

Использован материал из справочника-путеводителя "Исторические кладбища Петербурга".

 

 

 

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31