Свѣдѳвія о нѣкоторыхъ погостахъ Гдовскаго уѣзда.
5) В ѳ й н о.
При храмѣ (погоста Вейно) бываютъ народныя собранія на праздники: въ храмовой день 13 сентября и въ 7 воскресенье по пасхѣ; кромѣ того много собирается людей 23 ноября, на память святителя Митроѳана Воронежскаго. Праздникъ образовался съ 1841 г., вслѣдствіѳ бывшаго сновидѣнія одному простому крестьянину Ѳеодору (почитаемому отъ многихъ за юродиваго), который, поэтому, написалъ образъ святителя Митроѳана. Слухъ о явленіи ему святителя разнесся съ неимовѣрною быстротою, и народъ, движимый усердіемъ, имѣлъ неблагоразумную ревность, безъ дозволенія начальства, построить въ нѣсколько дней надъ источникомъ въ деревнѣ Заборовьи (гдѣ жилъ упомянутый крестьянинъ) часовню. Толпы богомольцевъ стеклися съ разныхъ сторонъ, такъ, что мѣстный священникъ, Симеонъ Преображенскій, долженъ былъ довести о томъ до свѣдѣнія полиціи. Гдовскій исправникъ, не смотря на увѣщанія умирающей жены, пріѣхавъ въ деревню, приказалъ срыть часовню и загрузить каменьями и землею источникъ (конечно родникъ нашелъ себѣ другой путь). Народъ, въ сильномъ негодованіи на начальника, разошелся, и съ тѣхъ поръ ходитъ на праздникъ въ погостъ Вейно; берутъ и воду ивъ источника; вѣрующіе подучаютъ исцѣленіе и приносятъ свои дары въ благодарность угоднику божію. Но бѣдный Ѳеодоръ много потерпѣлъ за то и много выстрадалъ. Образъ, написанный по усердію его, находится, какъ слышно, въ ризницѣ Александрой-невской лавры; вмѣсто его написанъ другой, и народъ усердствуетъ, по прежнему, къ святителю, безъ суевѣрія, котораго можно сказать, народъ нашего края не очень-то держится.
Изъ замѣчательныхъ окрестностей погоста Вейиа есть кладбище военное, при деревнѣ «Губинъ перевозъ», свидѣтельствующее, что на томъ мѣстѣ была жаркая схватка русскихъ съ непріятелемъ; много положено народу съ обѣихъ сторонъ; непріятеля и русскіе положены на одномъ возвышенномъ мѣстѣ, рядомъ, но отдѣлены другъ отъ друга особыми кладбищами, заросшими теперь тѣнистою рощею; надъ русскими поставлена часовня во имя Покрова Пресв. Богородицы. Думаютъ, что деревня, находящаяся при этихъ могилахъ на берегу Плюсы, получила свое названіе (Губино) отъ множества погубленныхъ здѣсь людей. Кто были непріятели, неизвѣстно. Говорятъ, что это была «Литва поганая». Другое кладбище находится на лѣвомъ берегу рѣки Руйки, въ 7 верстахъ отъ Вейно. На немъ кресты весьма древни, съ непонятною надписью. На другой сторонѣ рѣки мѣсто называется «Таборы»; по преданію, Литва, ограбивъ церковь св. Николая въ Ольгиномъ крестѣ, на Наровѣ, увезенныя изъ ней иконы употребляла для походныхъ кроватей. Узвавъ объ этомъ, мѣстные жители напали въ расплохъ на литовскихъ людей, тогда какъ они раскинули свои таборы на берегу р. Руи; произошла жаркая битва; иного русскихъ пало, но все Тани они отбили дорогую святыню,—иконы угодниковъ Божіихъ и нерукотвореннаго Спаса. Съ тѣхъ поръ иконы хранятся въ сельской часовнѣ, при деревнѣ Малой Руѣ.