Осенью 1893 года в Финском заливе Балтийского моря при переходе из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) погиб броненосец «Русалка» с экипажем 177 человек.
Памятник броненосцу «Русалка» в парке Кадриорг (Таллин, Эстония).
Монумент в виде бронзового ангела, стоящего на гранитном постаменте с надписью: «Россіяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ». Создан скульптором Амандусом Адамсоном. Посвящён 177 морякам Российского императорского флота, погибшим на броненосце «Русалка» 7 сентября 1893 года.
Последнее редактирование: 05 Нояб 2019 12:19 от Dobrohot.
Список погибшего экипажа броненосца «Русалка», затонувшего в Финском заливе 7 (19) сентября 1893 года
Всего 177 человек, офицеров 12, нижних чинов 165.
Агапичев Григорий, машинист 1-й статьи Агафонов Никита, матрос 2-й статьи Алексеев Алексей, матрос 1-й статьи Али Сараф-Юсун, матрос 1-й статьи Алибаш Афанасий, матрос 1-й статьи, марсовый Алькимович Владислав, штабс-капитан, артиллерийский офицер Афонасьев Андрей, комендор 1-й статьи Афонасьев Афонасий, машинист 2-й статьи
Беззубов Василий, комендор 1-й статьи Безпалов Иван, кочегарный квартирмейстер Блохин Прокопий, матрос 2-й статьи Бондырев Фрол, матрос 1-й статьи Борисов Арсений, машинный квартирмейстер Буров Михаил, поручик, штурман Бурхановский Григорий, лейтенант, вахтенный начальник Бутенко Степан, матрос 1-й статьи
Васильев Василий, матрос 1-й статьи Васильев Егор, матрос 2-й статьи Вирачев Павел, машинист 2-й статьи Волокжанин Иван, матрос 1-й статьи Вольф Эрнст, машинист 2-й статьи
Гаранин Иван, старший гальванёр Гейд Яков, матрос 2-й статьи Глодких Осип, машинист 1-й статьи Глотов Пётр, матрос 2-й статьи Гоголев Степан, матрос 1-й статьи Голиков Андрей, матрос 1-й статьи Голубев Иван, матрос 2-й статьи Горин Николай, матрос 1-й статьи Горошенков Иосиф, матрос 2-й статьи Горюнов Николай, машинист 2-й статьи Граненко Артамон, матрос 1-й статьи Григорьев Иван, матрос 1-й статьи Грузин Михаил, матрос 1-й статьи Гудковский Николай, матрос 1-й статьи
Детлов Александр, баталер 1-й статьи Джамбулатов Хази, матрос 1-й статьи Дикарев Дмитрий, подшкипер 2-й статьи Дмитриченко Антон, матрос 2-й статьи Долгов Владимир, мичман, вахтенный офицер Дружинин Макар, кочегар 1-й статьи Дьяков Василий, матрос 2-й статьи
Егоров Иван, матрос 2-й статьи Егоров Павел, матрос 2-й статьи Ерин Никита, матрос 2-й статьи Ершов Порфирий, лейтенант, вахтенный начальник
Жданов Алексей, матрос 1-й статьи
Захаров Андрей, кочегар 1-й статьи Зелянин Пётр, артиллерийский квартирмейстер 1-й статьи Земцев Михаил, матрос 1-й статьи, ложник Зыков Иван, матрос 2-й статьи
Иванов Ермил, матрос 1-й статьи Иениш Виктор Христианович, капитан 2-го ранга, командир корабля
Происходил из семьи армейского лекаря, погибшего при обороне Севастополя. Как сын павшего героя, был он в 1867 году принят в Морское училище. После его окончания прослушал курс лекций в Морской академии, затем – еще один курс лекций, но уже при Михайловской артиллерийской академии, которую он позднее окончил. Писал научные статьи для «Морского сборника» по проблемам артиллерийского дела. Достаточно много плавал. Под командой капитана 1-го ранга С.О. Макарова участвовал в кругосветном плавании на «Витязе». Об отношении Иениша к службе говорит тот факт, что за 22 года пребывания на флоте он пробыл в отпусках всего 12 месяцев, то есть 10 лет вообще служил без отпусков! Согласитесь, но такое служебное рвение можно встретить не часто! Иениш имел следующие награды: ордена Станислава 2-й и 3–й степеней за выслугу, медаль «За спасение погибавших» (будучи мичманом, он прыгнул за борт и спас упавшего в море матроса), знаки Артиллерийской академии и Учебно-артиллерийского отряда. Командир «Русалки» был женат на дочери дворянина Маслаковец Марии Алексеевне, имел трех сыновей и дочь.
Капило Фёдор, матрос 2-й статьи Капранов Фёдор, кочегар 1-й статьи Катаев Дмитрий, матрос 1-й статьи Кириллов Пётр, штабс-капитан, старший инженер-механик Кирпалёв Иван, сигнальщик Кислухин Марк, матрос 1-й статьи Кичин Василий, матрос 2-й статьи Клотов Василий, кочегар 1-й статьи Ковец Митрофан, матрос 2-й статьи Кодыков Василий, матрос 2-й статьи Колпащиков Иван, матрос 1-й статьи Конев Пармен, матрос 2-й статьи Конин Сергей, матрос 1-й статьи, горнист Коноплёв Григорий, матрос 2-й статьи Конотопов Василий, матрос 1-й статьи Константинов Григорий, матрос 2-й статьи Копылов Егор, матрос 2-й статьи Коржев Степан, матрос 2-й статьи Королёв Михаил, матрос 2-й статьи Королёв Фёдор, матрос 2-й статьи Косогор Прокопий, парусник Котельников Николай, матрос 1-й статьи Кочетков Степан, матрос 2-й статьи Кузменко Фома, квартирмейстер Кузьминых Андриан, матрос 2-й статьи Куликов Григорий, матрос 1-й статьи Куличков Михаил, матрос 1-й статьи, марсовый Куринин Максим, матрос 2-й статьи Кучеров Константин, матрос 1-й статьи Кущ Сидор, матрос 2-й статьи
Лапин Константин, матрос 1-й статьи Логинов Михаил, матрос 2-й статьи Лохов Никита, матрос 2-й статьи Лячин Лукьян, матрос 2-й статьи
Майер Герхард, мичман, вахтенный офицер Мальм Юрий, кок Мартынов Семён, матрос 1-й статьи, марсовый Медведев Марк, матрос 1-й статьи, рулевой Мирочниченко Михаил, матрос 2-й статьи Михайлов Яков, фельдшер 1-й статьи Монсуров Яков, матрос 1-й статьи Моргунов Яков, артиллерийский содержатель 2-й статьи Моторин Андрей, матрос 2-й статьи Мошанский Тит, матрос 1-й статьи
Назаренко Ефим, кочегарный квартирмейстер Никулин Пётр, матрос 2-й статьи Нишен Иван, матрос 2-й статьи
Ожогин Павел, матрос 2-й статьи Оленин Иван, боцман Осипов Александр, машинист 2-й статьи
Пантилев Иван, матрос 2-й статьи Пермиловский Алекс., матрос 1-й статьи Перминов Михаил, машинный содержатель 1-й статьи Петренко Иван, боцманмат Петрунов Роман, барабанщик Пилаевский Степан, матрос 2-й статьи Пищухин Иван, кок Плетнёв Осип, матрос 2-й статьи Погорелов Иван, матрос, санитар Позднеев Прокопий, матрос 2-й статьи Пономаренко Иван, хозяин трюмного отсека Пономарёв Павел, матрос 2-й статьи Пономарёв Иван, матрос 2-й статьи Попов Авраам, квартирмейстер Посаженников Фёдор, матрос 2-й статьи Потапин Николай, матрос 1-й статьи Протопопов Николай Николаевич, капитан 2-го ранга, старший офицер Прунский Иван, матрос 2-й статьи
Первые сведения о «Русалке» были получены в Свеаборгском порту поздно вечером 9 (21) сентября от гельсингфорсского полицмейстера, который сообщил об обнаружении на одном из островов Кремаре шлюпки с трупом матроса 2 статьи Ивана Прунского. 10 (22) сентября на острове Сандхамн были обнаружены несколько разбитых шлюпок и деревянные обломки, а также другие предметы с броненосца «Русалка», о чём сразу было доложено в Главный морской штаб. Пушкин Алексей, матрос 2-й статьи Пушный Аким, матрос 2-й статьи
Распотов Фёдор, матрос 2-й статьи Раус Пётр, матрос 1-й статьи, рулевой Ремизов Василий, комендор 1-й статьи Репин Иван, водолаз Рихтер Генрих, кочегар 1-й статьи Родаев Егор, матрос 2-й статьи Рубцов Дмитрий, матрос 1-й статьи, марсовый Рязанов Иван, матрос 2-й статьи Ряузов Никита, машинист 1-й статьи
Самодуров Николай, матрос 2-й статьи Сапожников Пётр, матрос 2-й статьи Сердюков Василий, матрос 2-й статьи Сверчков Виктор, надворный советник, судовой врач Симакин Андрей, матрос 2-й статьи Солонкин Иван, матрос 2-й статьи Солонч Михаил, матрос 1-й статьи, плотник Степанов Василий, матрос 2-й статьи Степанов Павел, матрос 1-й статьи Стравинский Валериан, лейтенант, вахтенный начальник Сысоев Николай, матрос 2-й статьи Сычёв Егор, матрос 2-й статьи Сычёв Семён, подшкипер 1-й статьи
Толдыкин Егор, матрос 1-й статьи Трубчаник Фадей, матрос 2-й статьи Трусов Матвей, матрос 2-й статьи
Узилов Ион, матрос 2-й статьи Усих Владимир, матрос 2-й статьи
Федотов Николай, матрос 1-й статьи Фиелковский Филипп, квартирмейстер Филатов Николай, матрос 2-й статьи Фитилёв Гавриил, кочегар 1-й статьи Фишер Отто, машинный квартирмейстер Фомин Конон, матрос 2-й статьи Фролов Семён, матрос 2-й статьи
Харапонов Алексей, матрос 1-й статьи, стрелок Харченко Павел, матрос 2-й статьи Храмцов Василий, машинный квартирмейстер Хрычеков Иван, матрос 2-й статьи Худяков Андрей, кочегар 1-й статьи
Цыкаленко Иов, матрос 2-й статьи
Черкасов Никифор, матрос 2-й статьи Черновол Павел, матрос 2-й статьи Чёрный Никита, матрос 2-й статьи Чижиков Викентий, артиллерийский квартирмейстер 1-й статьи
Швецов Михаил, машинист 1-й статьи Шилин Пётр, артиллерийский квартирмейстер 1-й статьи Шипулин Гавриил, матрос 2-й статьи Шпаков Степан, матрос 1-й статьи Шуклин Илья, матрос 2-й статьи
Щекин Семён, матрос 1-й статьи, минёр Щербаков Пётр, матрос 2-й статьи
Эндриков Юган, матрос 1-й статьи Эпиленко Сергей, матрос 2-й статьи
Ян Лев, лейтенант, вахтенный начальник
.
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 01 Нояб 2019 09:55 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Памятник броненосцу «Русалка», Таллин
01 Нояб 2019 07:52 #72638
25 июля 2003 г. первое сообщение о находке появилось в эстонской прессе. В августе прошло несколько телерепортажей с документальными видеосюжетами по эстонскому и российскому телевидению, интервью первооткрывателя, были и газетные публикации [3, 4, 5].
В каком же виде был обнаружен корабль и что нового можно сказать о причине гибели судна?
Во-первых, и это самое главное, судно не лежало на дне, как указывалось в публикациях сотрудников ЭПРОН, но корпус его торчал со дна в близком к вертикальному положении, кормой вверх. Носом оно вошло в ил так, что надо дном торчала только половина корпуса. Этот монумент на братской могиле 177 моряков в два раза выше того памятника, что был поставлен в 1902 г. на набережной Таллина.
“Русалка” стоит на дне. Носом вниз, наполовину увязнув в иле. Как монумент. Корабль найден эстонцами в контролируемых Финляндией водах. Принадлежит же он России. Эстонцы не посчитали возможным проникать внутрь обнаруженного ими судна и что-либо там трогать. По убеждению капитана Мясса, тревожить прах погибших моряков не следует. Не будут этого делать и финны.
Морской музей Таллина сразу официально известил российское посольство о находке и по просьбе последнего передал все полученные материалы, включая и подводные съемки. Естественно, все это поступило в распоряжение Военно-морского ведомства страны. Отклика в Эстонии не получили до сих пор.
В Финском заливе погибла советская подводная лодка. Водолазы из ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения), начавшие ее поиск, на 90-метровой глубине вроде бы натолкнулись на корпус «Русалки». Никаких дальнейших действий предпринимать не стали. Во-первых, поднять «Русалку» было невозможно. Во-вторых, в 1932 году слишком пристальный интерес к судьбе корабля «царского» флота власти могли посчитать неуместным.
Однако И. Гольдман, работая в Центральном госархиве ВМФ, не обнаружил в документах о поиске подводной лодки упоминаний о «Русалке». Информация о найденном корабле была основана лишь на воспоминаниях участников событий, написанных через много лет. Зная о трагедии «Русалки», водолазы могли принять за нее какой-либо другой погибший корабль или даже подводную скалу. Эта версия была неожиданно подтверждена в последние годы, когда поиском «Русалки» занялись сотрудники Морского музея Эстонии. Исследовав указанный эпроновцами район, экспедиция во главе с капитаном Велло Мяссом (руководителем отдела подводной археологии музея) так ничего и не нашла.
Однако тот факт, что за поиск «Русалки» взялись эстонцы, вселял надежду. Подводные археологи располагают исследовательским судном «Маре», оснащенным самой современной техникой. «Русалку» искали с помощью магнитометра и гидролокатора бокового обзора. Сотрудники Морского музея занимаются поисками погибших кораблей уже четверть века. В их активе есть ряд замечательных находок. Так, в 1987 году было обнаружено построенное в Эстонии судно XVI века. Четырьмя годами позже археологи подняли со дна реки Пярну фрагменты ганзейского корабля XIV века. В 1999 году нашли британский минный тральщик Myrtel, затонувший во время гражданской войны.
Поиском «Русалки» эстонцы занялись системно – их интерес к кораблю был связан, в частности, с тем, что в команду «Русалки» входили четверо их соотечественников. По словам капитана Мясса, он внимательно изучил морскую карту и как судоводитель попытался смоделировать действия командира «Русалки». Были проанализированы погодные условия и направление ветра в Финском заливе в роковой день 7 сентября 1893 года. Так был рассчитан квадрат, в котором начались поиски «Русалки». Они продолжались в течение месяца и увенчались успехом. Помощь эстонцам оказали коллеги из Финляндии. Выяснилось, что «Русалка» находится на расстоянии трех миль от места, указанного ЭПРОНом.
24 июля 2003 года эстонские водолазы спустились к останкам корабля и засняли их на видеокамеру. Велло Мясс полагает, что ошибки быть не может – другие броненосцы береговой обороны в этом районе не пропадали. Катастрофа произошла всего в 25 километрах к югу от Хельсинки – значит, большую часть маршрута корабль Иениша все же успел пройти. Более того, по положению корпуса удалось установить, что командир в последние минуты жизни все же отдал приказ возвращаться в Ревель. Более того, именно при повороте корабль, видимо, и накрыла волна. Здесь можно вспомнить данные комиссии, которая занималась расследованием гибели «Русалки»: штормовые крышки палубных люков были оставлены в Кронштадте, когда отряд Бурачека выходил на стрельбы. Видимо, потоки воды, сметая все на своем пути, попали через открытые люки в носовую часть «Русалки», и она стремительно погрузилась в воду. Эстонцы рассказывают, что корпус «Русалки» своей броней вошел, как нож, в глинистое дно залива.
Водолазы не притронулись к останкам броненосца – ведь это фактически братская могила. И превращать погибший корабль в объект любопытства праздной публики, как это произошло со знаменитым «Титаником», эстонцы не хотят. Не собираются они и возвращаться к месту его гибели. Капитан Мясс считает, что «Русалку» надо оставить в покое. Так или иначе, еще одна морская загадка нашла свое разрешение. Загадка, связанная с трагическими совпадениями и безалаберностью начальников, которые привели к гибели корабля вблизи собственной базы.
Корабль лежит на дне Финского залива в 25 километрах южнее Хельсинки на глубине 74 метров. Броненосец "Русалка" был построен в 1868 году, сообщает BNS. 7 сентября 1893 года корабль вышел в Хельсинки, но в штормовую погоду затонул, унеся с собой на дно моря всех 177 членов экипажа.