21 августа 1853 года фрегат «Аврора», под командованием капитан-лейтенанта И. Н. Изыльметьева, вышел из Кронштадта на Дальний Восток по маршруту Копенгаген — Христианзанд — Портсмут — Рио-де-Жанейро — мыс Горн — Кальяо — Бухта Де-Кастри для усиления эскадры вице-адмирала графа Е. В. Путятина.
Парусник императорского флота «Аврора» прибыл в Перу для того, чтобы пополнить свои запасы продовольствия и пресной воды, и затем должен был направиться к Камчатке для участия в боевых действиях (шла Крымская война). Во время стоянки в порту Кальяо двое членов экипажа судна умерли от неизлечимых в то время тропических болезней. Их решили похоронить не по морскому обычаю, а предать тела земле.
poxoronka.ru/forum/peru/67665-mogila-2-k...-g-san-lorenso#71082
В Кальяо (Калао) «Аврора» была блокирована. Неожиданностью явилось наличие в бухте английских фрегатов «Президент» и «Пайк» (под флагом контр-адмирала Дэвида Прайса), французских фрегатов «Форт» (под флагом контр-адмирала Фебврье де Пуанта) и «Евридика», французского брига «Облигадо». «Аврора» оказалась в ловушке. Из неё нужно было вырваться.
Авроровцы сумели это сделать. Капитан-лейтенант Изыльметьев обменялся с обоими адмиралами обычными в мирное время визитами вежливости, чем усыпил их бдительность. Русский капитан, зная о том, что скоро может начаться война и, предполагая, что со дня на день это известие может дойти до Кальяо, ускорил подготовку «Авроры» к переходу в российские моря, хотя внешне казалось, что корабельные работы шли по обычному распорядку. Русский фрегат, судя по всему, не торопился уходить.
Но это была только видимость. Когда настал срок выхода в море, экипажем «Авроры», для обмана неприятеля была применена русская смекалка. В ночь на 14 апреля 1854 года, в сильный туман, с «Авроры» были спущены на воду семь десятивёсельных шлюпок. Моряки «Авроры» спустились в баркасы. В полной тишине был выбран якорь. Чтобы не ставить парусов и не разворачивать корабль носом, на шлюпки подали буксиры, и, с помощью вёсел, русские моряки вывели фрегат в открытое море. Когда туман скрыл дозорное английское судно, «Аврора» вступила под паруса и исчезла в океане прежде, чем неприятель мог послать за ней погоню. Через неделю пароход «Вираго» привёз официальное известие, датированное 28 марта, о том, что уже объявлена война России.
Последний переход также был очень тяжелым. Как только «Аврора» вышла из тропиков, она попала в полосу жестоких ветров с непрерывными шквалами и фрегат часто заливался волнами через борта. Продолжались случаи заболевания цингой и дизентерией. На фрегате практически не было ни одного здорового человека. При переходе из Кальяо в Петропавловск умерло 13 человек. Заболел и сам Изыльметьев и 12 июля 1854 года сдал командование фрегатом старшему офицеру, капитан-лейтенанту Михаилу Петровичу Тиролю.
Хотя специальное обследование показало, что «гигиенические условия, как оказалось, были на фрегате соблюдены вполне» (насколько это было возможно на корабле того времени), по приходе в Петропавловск (19 июля 1854 года) с фрегата было свезено на берег и отправлено на лечение на горячие ключи в деревню Паратунку 196 человек. Увы, 19 человек спасти не удалось.