Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Кладбище при церкви Вознесения

Кладбище при церкви Вознесения 30 Окт 2018 07:49 #70860

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 31454
  • Спасибо получено: 136
  • Репутация: 14
Церковь Вознесения, что в Переведенской слободе



"Петербургский Некрополь", составленный в 1913 году В. Саитовым по поручению Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Михайловича, представляет собою словарь лиц, живших в XVII—XX столетиях и погребенных на православных и иноверческих кладбищах Петербурга с некоторыми его окрестностями, а также в отдельных церквах. Заключая в себе биографический, хронологический и генеалогический материал, частью еще не использованный, издание это может служить справочником при научных изысканиях исторического характера.

В разделе II Упраздненные кладбища, описано под № 4 кладбище при церкви Вознесения.

При церкви Вознесения, что в Переведенской слободе (Вознесенский проспект), которая в своем первоначальном виде была освящена 31-го августа 1728 г. Упразднено Высочайшим указом от 10-го апреля 1746 г., но на нем продолжали хоронить еще в начале царствования Екатерины II (Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. I, стр. 193, 194; IV, стр. 22, 27.— Рубан. Описание Петербурга, стр. 460.—Петров. История Петербурга, стр. 500, 618). Описано в 1911 году.
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 30 Окт 2018 10:57 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Кладбище при церкви Вознесения 30 Окт 2018 10:36 #70868

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 7594
  • Спасибо получено: 667
  • Репутация: 9
Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. II, стр. 192-196

I. История Православной церкви в пределах нынешней С.-Петербургской епархии.
Часть вторая. Санкт-Петербургская Синодальная епархия, в царствование Анны Иоанновны, с основания духовного правления в Санкт-Петербурге до учреждения единоличной епископской кафедры. С 1730 по 1742 год.

...
Если возьмем во внимание, что, с основания С.-Петербурга до 1742 года, прошло только тридцать девять лет, то результат, которого достигла православная Россия в заселении сего края и в распространении на нем господствующей веры, покажется удовлетворительным для столь краткого периода времени.
При сем, читатель, в самом строении церквей, начиная с С.-Петербурга, мог заметить большую перемену к лучшему. Церкви стали созидать, по преимуществу, каменные, в гораздо больших размерах, с двумя и даже с тремя приделами, в лучшем архитектурном вкусе, с заботою об отоплении на случай зимнего времени, прилагая не мало старания и о внутреннем благолепии в них. На каменных зданиях храмов, шатры или верхи ставили, однако же, деревянные, подделывая их под цвет камня, из предупреждения, чтобы здания, всецело каменные, от большой тяжести не углублялись далеко в рыхлую почву Петербурга. Такую структуру имеют и поныне церкви того времени: Пантелеимоновская и Семеоновская. Правительство и частные люди, из прихожан, не скупились содействовать своими средствами к внешнему и внутреннему обновлению храмов Божьих. По разным церквам, до ныне сохраняются драгоценные пожертвования, по надписям на них и по церковным записям, принадлежащие к этому времени. При Пантелеимоновской церкви есть достойная своего назначения дароносица, пожертвованная, в 1730 году, от общества Партикулярной верфи.
Улучшение в построении церквей шло от центра к окружности. Церкви, в лучшем, противу прежнего, виде, строились наиболее в самом Петербурге гораздо менее в С.-Петербургском уезде, а в заказах еще продолжали руководствоваться правилами стародавней простоты.
Также, мы не редко видели, при изложении истории церквей, ту особенность что новосозидаемые храмы на таких местах, где издревле они существовали были основываемы и освящаемы во имя иных (а не прежних) лиц и праздников Господских, Богородичных и святых Божьих, а в честь тех праздников, кои прежде были, строились и освящались больше приделы при главном престоле.
Наконец, как в древния времена, так и теперь, заметно преобладание некоторых праздников и святых, во имя которых, всего чаще, созидали храмы. Таковы из святых: первоверховные апостолы Петр и Павел, святитель Николай чудотворец, св. благоверный и великий князь Александр Невский, св. великомученица Екатерина и другие.
В текущем десятилетии, в большом ходу был вопрос о С.-Петербургских кладбищах. Движение ему дано 26 октября 1732 года. Нам известно уже из предыдущего, что, со времен Петра великого, умерших предписано хоронить в С.-Петербурге у церкви св. Сампсона странноприимца — на Выборгской стороне и в Ямской — у церкви св. Иоанна предтечи на Московской стороне, с воспрещением похорон на других местах. Но это распоряжение не исполнялось, во всей строгости, ни частными людьми, ни самим правительством, — не исполнялось ни ранее 1730 года, ни после сего времени. Так, например, мы знаем положительно, что на Смоленском поле, где ныне кладбище, умерших погребали с самого основания С.-Петербурга. Об этом свидетельствуют надписи на памятниках, до наших дней ясно сохранившихся. В нескольких шагах от Смоленской кладбищенской церкви, и доныне лежит над могилой каменная плита, на которой написано следующее: на сем месте погребено тело Иустинии Федоровой, дочери священника села Семеновка Федора Дмитриева, а в замужестве была за крестьянином того же села, вотчины графа Петра Борисовича Шереметева, Филиппом Афанасьевым Шигиным; за мужем жила 20 лет, а умерла, 38 лет, 20 января 1722 года, ей же да будет вечная память. После 1730 года, умерших, с разрешения Духовного правления, хоронили, по особым прошениям родственников, при церквах: Вознесенской, Матфиевской, Сергиевской и Колтовской. Когда строилась церковь св. апостола Андрея первозванного, жители Преображенского (так назывался по имени полка, который стоял там, нынешний Васильевский остров) острова и храмоздатель, священник церкви рождества пресв. Богородицы, что на Петербургском острове - у здания коллегий, Никифор Никифоров хотели устроить кладбище при Андреевской церкви. Но святейший Синод, до которого восходило это дело, отказал в разрешении их ходатайства, а, вместо того, предписывал усопших на Преображенском острове погребать у Галерной гавани. Частные же случаи погребений, по просьбам, бывали и при Андреевской церкви. Уже после освящения её, в текущем десятилетии, при церкви св. апостола Андрея, погребен был, с разрешения с.-петербургского Духовного правления, граф Игнатий Рудановский. Однако ж, святейший Синод хотел устроить постоянные кладбища, чтобы не хоронить усопших повсюду, где кому вздумается.
26 октября 1732 года, святейший Синод представил императрице Анне Иоанновне особый доклад о погребальных местах в С.-Петербурге, и государыня утвердила его. По содержанию сего доклада, указом из св. Синода, чрез Духовное правление, было предписано духовенству и всему народу погребать телеса усопших в С.-Петербурге: 1) на С.-Петербургском острове при церкви св. апостола Матфея и на Охте у церкви сошествия Св. Духа.
2) На Московской стороне против Охтинских слобод построить в удобном месте, для погребения тел, часовню, а около ограду, и, вместо Охты, погребать здесь усопших на Московской стороне в такое время, когда на Неве бывают штормы и наводнения. 3) На Преображенском остров погребать у Галерной гавани. А 4) при Сампсониевской церкви и при церкви св. Предтечи, чтб в Ямской, хоронить только людей сих приходов. При всех же других церквах в С.-Петербурге погребения не чинить. Последнее запрещение прибавлено потому, что мертвых, кроме кладбищ, иногда погребали у приходских церквей, особенно у Вознесенья, в переведенных плотничьих слободах. Таким образом, общие кладбища назначены совсем новые: у св. апостола Матфея, на Охте и у Гавани; у Сампсония же и Предтечи были частны: только для прихожан. Против Охтинских слобод часовни никогда не существовало, вопреки сему указу, а место отведено и на нем погребали покойников с Московской стороны, когда трудно было переезжать чрез Неву.
Однако ж, распоряжение это не было окончательным и почему-то весьма часто подвергалось изменениям. Так, через пять с половиною месяцев, после этого указа, а именно 15 апреля 1733 года, святейший Синод указом отменил погребение усопших при Матфеевской церкви, а вместо того предписал на С.-Петербургском остров умерших хоронить при церкви Преображения Господня, что в гарнизонном Невском полку (в нынешней Колтовской). Чрез девять месяцев, а именно — 19 января 1734 г., святейший Синод, присутствуя в Петропавловском соборе, приказал в Духовном правлении записать указ и объявить по Петербургу причтам и народу, чтоб погребать усопших, кто пожелает, на всех тех местах, где и прежде их хоронили, а именно: 1) на С.-Петербургском острове — при церкви преображения Господня в Невском полку и у св. апостола Матфея; 2) на Выборгской стороне при церкви св. Самнсона странноприимца, и на Охте — при храме св. живоначальной Троицы; 3) на Московской стороне: у церкви Вознесения Господня, при храме св. великомученицы Екатерины в Екатерингофе, и наконец в Ямской — при церкви св. Иоанна предтечи. А где прежде не хоронили, там и теперь погребению мертвых не быть. Но и этот указ о кладбищах, изданный случайно, был временным: ему назначено действовать только до весны того же 1734 г., весной же, сказано в указе, выйдет от святейшего Синода особое определение. Скоро приспела весна, и член правления Никодим, архимандрит Святогорского монастыря в Псковской епархии, письменно доложил святейшему Синоду, что время настало для издания особого определения на счет кладбищ. Святейший Синод, занявшись снова этим вопросом, поручил секретарю Духовного правления Василию Тишину с чиновником, которого требовали от Полициймейстерской канцелярии, напробовать для кладбища место от Ямской московской слободы до Невского проспекта, а при церкви св. апостола Матфея опять запретить хоронить усопших. Таким образом, указ от 19 января 1734 года остался в действии и по прошествии весны, за невыходом из святейшего Синода обещанного определения о кладбищах. К сему прибавились еще просьбы о позволении погребать усопших у церкви св. апостола Андрея на Преображенском острове, а может быть, совершались даже погребения. Посему, в протоколе святейшего Синода 10 июля 1738 года, вновь постановлено запрещение, чтобы у св. апостола Андрея никого не хоронить, — о чем и указом предписано причту чрез Духовное правление.
Между тем, вопрос о кладбищах продолжал занимать как духовную так и гражданскую власть. В то время, при кабинете её величества Анны Иоанновны, существовала особая комиссия о строении С.-Петербурга. Её разрешению подлежал, разумеется, и вопрос о кладбищах. Святейший Синод препроводил в эту Комиссию составленный им проект о кладбищенских местах в С.-Петероурге. Комиссия нарядила от себя нескольких архитекторов для исследования, на показанных святейшим Синодом местах, грунта земли и грунтовой высоты воды. Получив от архитекторов подробные описания земель, Комиссия, в особом донесении, представила святейшему Синоду свое мнение о кладбищенских местах с планами их. Святейший Синод, опираясь на мнение Комиссии, от 23 октября 1738 года постановил: в С.-Петербурге погребению быть надлежит: 1) на Московской стороне от Ямской слободы в Черной речке за цервовью рождества св. Предтечи; 2) за Фонтанною речкою, позади Калининской деревни и каменного дома, принадлежащаго Измайловскому полку, там же, где и доселе погребались усопшие; 3) на Васильевском острове, у Черной речки, между 18 и 23 линиями, — к какому месту дорогу расчистить от вновь наросшего кустарника и поделать канальцы; 4) на Выборгской стороне у церкви св. Сампсона странноприимца, и 5) на Петербургской стороне — на Аптекарском острове.
Для возвышения указанных мест, поделать, вокруг и поперег, каналы, в пристойных местах устроить пруды, вынутою землею засыпать низкие места и возвысить, самые кладбища огородить деревянным забором, и построить, при тех кладбищах, деревянные покои для житья караульным и могильщикам, и для содержания всяких потребностей к погребению, а те строения, каналы, пруды и городьбу делать и впредь содержать в добром порядке из сборных церковных доходов. Святейший Синод дал об этом указ Духовному правлению и на донесение Комиссии о строении ответил согласием. 19 июля 1739 года, Комиссия подала в святейший Синод донесение, в котором предлагала прислать к ней людей, для принятия означенных пяти мест в духовное ведомство, и затем предписать, чтобы у Вознесения и у других церквей никого более не хоронить. В том же 1739 году, по указу из святейшего Синода в Духовное правление, пять кладбищенских мест были приняты в духовное ведомство. На Васильевском острове кладбищенское место принял священник Андреевской церкви Никифор Никифоров; на Петербургской стороне — введенский священник Иван Алексеев; в Ямской — дьякон Иван Андреев; в Екатерингофе — вознесенский священник Василий Стрельников и священник Екатерининской церкви Иоанн Васильев. Для принятия, им даны были из Духовного правления, с одобрения святейшего Синода, особые инструкции. Кладбищенские места приняты были по планам и вместе с планами, которые святейший Синод предписывал хранить в пристойном месте.
Существовало предположение на Аптекарском кладбище построить церковь. Но святейший Синод, в январе 1740 года, постановил: «за неимением приходских домов, церкви там не быть, а для приношения мертвых телес построить часовню, и отпевание тем мертвым телам каждому священнику, по вносе в приходскую церковь, отправлять в тех церквах, где должно по усопших и поминовение иметь». Тут же предписано было: «могильщиков определить из отставных солдат в богадельнях, которые покрепче здоровьем, к каждому кладбищу по четыре человека, которые, как около кладбищ, так и при церкви, с переменою — всегда по два человека, должны караул содержать, и, часы городские слушая или песочные имея, в колокол звонить, по обыкновению, а пропитание иметь из богаделен. В прочих же местах не хоронить». О Ямском кладбище, в частности, святейший Синод, на основании указа Петра I, предписал Духовному правлению, чтобы ямщики сами огораживали кладбищенское место. Духовное правление, 22 марта 1740 года, писало об этом в Полицеймейстерскую канцелярию, чтобы она побудила ямских жителей к работе и имела за нею смотрение. Все эти распоряжения были объявлены и священникам с подписками. С тех пор стали хоронить усопших на четырех указанных местах, а на Аптекарском острове ещё не хоронили: ибо кладбище это осталось неустроенным. По случаю указа императрицы от 10 июля 1734 года против часовен, распоряжение святейшего Синода о построении часовни не было исполнено, а вместе с тем, самое место не было огорожено, каналов не прорыли и пруда не сделали. С С.-Петербургского острова усопших провожали, по прежнему, к церкви св. Сампсона странноприимца для погребения. А когда явилась, на Преображенском острове, церковь благовещения пресвятой Богородицы, то, по резолюции Комиссии о строении города, которая в 1743 году уже не существовала, допущено было и у этой церкви хоронить, но только таких, за которых родственники дадут 10 р. вкладу на церковное строение.
В 1738 году, решен был вопрос о способе погребения усопших. Императрице Анне Иоанновне сделалось известным, что у Вознесенья и в Ямской, за несмотрением будто бы священников, могилы роют мелкие, и, после погребения земли на них не утаптывают, отчего тяжолый газ проходит сквозь рыхлую землю. Святейший Синод, осведомившись о сем, поручил синодальному экзекутору Илии Ксиландеру и секретарю Духовного правления Василию Тишину, освидетельствовав могилы у Вознесенья, донести ему о том, что найдут. Исполнив на месте поручение, чиновники донесли, что могилы копают глубокие, и что, напротив, духоты никакой не имеется, не смотря на то, что освидетельствование могил происходило летом в жаркие дни июля месяца. Видно, императрице доложили на священников облыжно. Тем не менее, императрица, ведением от 25 июля 1738 года, предписывала чрез святейший Синод: 1) все могилы утаптывать и земли насыпать над ними на аршин; 2) по кладбищам везде могилы копать не менее трех аршин глубины, и что глубже, то лучше, и что сродники могут, велеть выкладывать могилы кирничем, взводить над гробами своды, замазывать известью, и — в самый же день погребения, убивать землю накрепко. Этот указ императрицы распубликован из святейшего Синода к исполнению.
Указом св. Синода от 28 мая 1738 года, в связи с другими предметами, было предписано, как увидим после, чтобы а) приходские священники усопших записывали в книгах, с обозначением, где и кем они погребены, б) чтобы по кладбищам нигде никого отнюдь не отпевать и не погребать без приходских священноцерковнослужителей, или без их достоверных соизволительных писем и без свидетельства о христианской кончине, и в) чтобы самые кладбищенские причты вели запись погребенным из своего прихода и из всех других.
Вопрос о часовнях и о столбах со св. иконами, стоявших по улицам в С.-Петербурге, затрагиваемый, как мы видели, при самом основании северной столицы, занимал, в этом десятилетии, не меныше кладбищ, как духовное, так и гражданское правительство. Мы обратимся несколько назад, к прежнему времени, для уяснения хода сего вопроса.
...
Последнее редактирование: 30 Окт 2018 12:36 от poison.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: AlexN

Кладбище при церкви Вознесения 30 Окт 2018 11:11 #70869

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 31454
  • Спасибо получено: 136
  • Репутация: 14
Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. IV, стр. 22-27

Церковь во имя Вознесения Господня
1. История церкви
Церковь Вознесения Господня (Представлено от причта Вознесенской церкви в 1864 г.; дополнено в 1874 г. протоиереем И. Соболевым. Редактировал протоиерей Д. Соколов.) в Санкт-Петербурге начало своё получила в царствование Императора Петра I. При первоначальном заселении новой столицы на Адмиралтейском острове, между речками: Мойкою и Глухою (что ныне Екатерининский канал) поселены были так называемые Переведенские слободы в двух улицах – Большой и Малой Переведенских; здесь же устроена была и слобода Адмиралтейского батальона. Скоро население этих слобод увеличилось до 1100 дворов. Тогда, за умножением приходских людей и частью по отдалённости их от приходской церкви Исаакия Далматского, единственной тогда на Адмиралтейской стороне, для большего удобства к богомолению и к исполнению духовных треб, поставлена была в поле походная часовня, в которой совершал служение особо определённый от Св. Синода священник с жалованием от Адмиралтейства. В тоже время адмиралтейского ведения корабельный подмастерье Филипп Пальчиков с товарищами взошёл в адмиралтейскую коллегию с просьбою о дозволении построить близ Переведенских слобод, где их дома и жилища, у Глухой речки, деревянную церковь во имя Вознесения Господня, с приделом Иоанна Воинственника. На этой просьбе Адмиралтейская коллегия резолюциею положила: «Приискать удобное в тех слободах место, и помогать к тому строению потребными лесами от Адмиралтейства, а на наём плотников и украшение церкви собирать просителям от себя и для такого сбора учинить книгу, которую пусть поручат, кому верят.» Место было избрано за Глухою речкою близ проспекта, что от Синего моста к реке Фонтанке, причём отмерено значительное количество земли под дворовые строения для будущих священнослужителей с причетниками.
По отпуске из Адмиралтейской коллегии первоначальных строительных материалов, частью в безвозвратное пособие от казны, частью с уплатою от предполагаемых сборов, была заложена деревянная церковь по указу Св. Синода от 31 августа 1728 года, а в ноябре того же года окончен был придел во имя Иоанна Воина, и по указу Св. Синода преосвященным Рафаилом, епископом псковским и нарвским, освящён, с положением в оный данного Синодом освященного антиминса.
Дальнейшая постройка главной церкви продолжалась теми же средствами, и окончена в половине марта 1729 года; а 20 марта дан от Св. Синода благословенный указ на освящение храма Вознесения Господня тому же епископу Рафаилу и прислан антиминс, печатанный деревянною графированною доскою, отысканною между типографическими материалами Синода.
Первоначальная деревянная церковь Вознесения Господня, а равно и иконостас устроены были по рисунку архитектора Коробова. В алтаре над престолом устроена была сень, писанная адмиралтейским хивописцем Лукою Васильевым (В архиве С.-Петербургской консистории находится дело [1734 г. за №1296] «о переделании в Вознесенской церкви св. престола и о сделании над оным сени»). Иконостасы были раскрашены и по местам вызолочены; потолок и алтарь расписаны, стены храма обиты холстом. Около всей церкви выделена была галерея, а стены её с лицевой стороны выкрашены. На колокольне было пять колоколов. Чрез Глухую речку вел к церкви широкий мост. Ограда церкви обсажена деревами (на том месте, где построен Вознесенский храм, была тогда берёзовая роща).
Церковного имущества в начале никакого не было. Это видно из того, что ко дню освящения придела Иоанна Воина утварь и церковные книги взяты были заимообразно из церквей: Кирпичного (ныне фарфоровый) и Сестрорецкого заводов. В 1730 году, по распоряжению Адмиралтейской коллегии, архитекторский гезель Григорий Селезнёв выстроил над церковью шпиц; на колокольне в это время было повешено уже девять колоколов; а в декабре того же года, по требованию коллегии, из Москвы присланы в Вознесенскую церковь: напрестольное Евангелие с серебряными евангелистами (весу 1½ фунта), два серебряных позолоченных блюда (весу 87 ½ золотников, кадило медное высеребренное, две медных лампады, книга Кирилла Транквилиона и все потребные при богослужении церковные книги. В три года построения церкви Вознесения Господня из Адмиралтейской коллегии, выдано было материалов на 1642 руб. 40 коп., а из собранных от доброхотных подаяний денег на лицо состояло к 1730 году 48 руб. 12 ½ коп., к 1731 году 31 руб. 95 коп. В январе 1732 года, к приезду Ея Величества Императрицы Анны Иоанновны повелено было устроить в церкви царское место от подрядной конторы и обить его красным сукном.
При быстром умножении народонаселения в местности, ближайшей к центру новой столицы, деревянный и необширный храм не мог долго удовлетворять потребностям прихода, и через двадцать лет причт и прихожане вознесенской церкви исходатайствовали разрешение построить каменный, более обширный храм, пятиглавый, с особою колокольнею. Каменная церковь заложена была 4 июня 1755 года. Кем был составлен план и фасад её, из сохранившихся церковных документов не видно; план этот не вполне сохранился и отчасти изменён в последствии. Сохранилась одна только колокольня, отличающаяся от храма лёгкой, красивой своей архитектурою (Лёгкость и красота этой колокольни едва не наделали большой беды. В рукописных «записках, относящихся к Петербургу», составленных Андреем Богдановым в дополнение к описанию, изданному Рубаном, значится: «1758 г. июля 14-го дня в десятом часу в исходе, в самую обедню, у Вознесения Господня, новостроющейся церкви падеся каменная колокольня, которая возведена была до самого верха; оная вся в прах рассыпалась и Бог сохранил, никого не убило: ибо каменьщикам ещё накануне того дня заказано (т.е. запрещено) было делать, понеже щели стали от часу боле раздвигаться, именно той колокольне заказано было ход людям. И прошлого 1760 году опять новую колокольню построили с прибавкою фундамента, почти до основания»). Такой же точно фасад имел и весь храм, как можно видеть из рисунка его, находящегося в одной из галерей Зимнего Дворца. По первоначальному плану храм разделялся на теплый и холодный. В теплой западной части устроены были два придела. Первый, по левую сторону от входа, во имя св. великомученика Иоанна Воина освящён в 1764 году июля 30 дня; второй, по правую сторону, во имя Божьей Матери «Утоли моя печали» освящён в 1765 году, сентября 25 дня, и тогда же поставлен в нём образ Божьей Матери «Утоли моя печали», в точной копии с находящегося в московской церкви св. Николая чудотворца, что на Папышах. В честь этого образа положено было совершать ежегодно два празднества: 25 сентября – в память перенесения его из Москвы, и 25 января – по уставу церкви.
Образ «Утоли моя печали», по преданию, принесён и поставлен в церковь московским купцом Роговиковым.
Холодная церковь во имя Вознесения Господня освящена в 1769 г. мая 28. В ней св. престол был украшен сенью резной работы из дерева; в колоннах сени находились вырезанные из дерева изображения св. ангелов в рост человека. Иконы храма написаны художником Колокольниковым, живопись которого и доныне существует в иконостасе верхней церкви Никольского собора. В 1796 году на углу церковной ограды, против Вознесенского моста, построена была на церковные суммы каменная часовня. Изображение Богоматери «Утоли моя печали», поставлено в ней на главном месте.
Около 1805-1806 годов в одном из главных столбов, поддерживавших купол, где была устроена кафедра для проповедника, оказалась трещина; вследствии чего куполы были разобраны и вновь сделаны по плану архитектора Руссо, под наблюдением протоиерея Иоанна Державина и церковного старосты с.-петербургского купца Сергея Стефанова. В тоже время приделы из западной части храма перенесены в ряд с главным престолом Вознесения Господня и вся церковь сделана теплою. По плану того же архитектора устроен новый иконостас и св. иконы написаны вновь разными художниками. Прежний иконостас с иконами, с разрешения митрополита Амвросия, отдан в новгородский Клопский монастырь, где он и поныне находится. Все стены храма были расписаны живописью. Означенную переделку церкви предположено было произвести на сборную сумму; но по недостатку оной, пришлось позаимствовать из комиссии духовных училищ 15000 руб., с обязательством уплаты в назначенные сроки, что в продолжении времени было исполнено. По окончании всех работ по церкви, приделы, перенесённые в ряд с главным алтарём, были освящены местным причтом в январе 1813 года, в два воскресные дня, один за другим проследовавшие; а в третье воскресенье, 26 января того же года, и главный престол Вознесения Господня освящён преосвящ. митрополитом Амвросием.
После этой переделки, до 1851 года в церкви никаких особенных улучшений и исправлений не было. От времени внутренность её и иконы почернели, рамы закоптели и обветшали. В 1852 году, при настоятеле церкви протоиерее Иакове Предтеченском, составлен был проект о обновлении внутренности церкви. По утверждении проекта епархиальным начальством, в июле 1852 года, составлена была строительная комиссия из местных священнослужителей, церковного старосты купца Михаила Слободского и прихожан – купцов 1-й гильдии Ивана Смирнова и Николая Будкина. Наблюдение за работами поручено составителю проекта, архитектору Моргану. На эти работы было ассигновано и употреблено 23816 руб. 96 ¼ коп. Особенности исправления церкви состояли в том, что: а) алтари были подняты на 13 вершков, б) алтарная часть выдвинута и ограждена изящною решёткою, в) иконостас поднят и прибавлен на целый ярус, г) пилястры обделаны под белый мрамор, д) по алтарям и солее настланы паркетные полы, е) средина церкви выстлана плитою вместо бывшего чугуна, а по бокам положены деревянные полу с отделением мест для женщин, ж) над западным входом устроены деревянные хоры, з) пред алтарями повешены три изящного вида люстры, и) ризница убрана в особое помещение, i) стенная живопись в храме, почерневшая и осыпавшаяся, уничтожена, кроме изображений четырёх евангелистов под куполом.
В 1865-67 г. произведены были снова значительные исправления. Так как построенные архитектором Руссо купола были весьма плоски и совершенно не соответствовали виду колокольни, то крыши и фонарики их были значительно подняты и покрыты новым железом, окрашены белою краской и вызолочены полосами. Внутри храма, на карнизах, куполах и частью на стенах, снова произведена живопись. Хоры в это время уничтожены. К столетнему юбилею, праздновавшемуся в 1869 г., церковь обновлена как внутри, так и снаружи. В 1874 г. люстры, устроенные в 1852 г., перемещены в западную часть храма, бывшую вначале притвором, а в самом храме повешены новые, более изящные и богатые, пожертвованные почётным гражданином Иваном Максимовичем Алонкиным.
2. Описание настоящего храма.
В архитектурном отношении, церковь не представляет никаких замечательных особенностей. Главный храм был построен квадратный; но так как, в последствии времени, холодная и тёплая церкви соединены в одну и престолы из тёплой перенесены в ряд с главным, то вся церковь в настоящее время представляется значительно продолговатою сравнительно с её шириной. Длина всего храма 35 сажень 1 ½ арш., ширина 12 саж. 2 арш., а вышина 14 саж. 8 верш. Вся церковь построена из кирпича, наружные стены гладкие, карнизы главного храма в один ряд, без украшений. Кровля на западной части храма шатровая на два, а на главном на четыре ската, железная и выкрашенная зелёной краской. Куполы круглые, не на средине всего храма, а над восточною частью его, которая вначале была холодной церковью. Из пяти куполов только главный освящён окнами, прочие глухие; - крыты они, как и вся церковь, железом, окрашенным зелёной краской. Кресты на куполах также железные, четырёхконечные, с позлащенными по меди звёздочками на концах и в средине каждого креста. Утверждены они в круглых глухих деревянных фонарях. Окна в храме широкие в один свет, исключая главного купола. В алтарях – в главном – два окна, в малых – по одному. В алтарных окнах устроены решётки. Двери в храм устроены с трёх сторон: с западной, северной и южной, с полукруглыми над каждой окнами. В алтаре с северной стороны есть особая малая дверь, с небольшим деревянным, крытым входом. Паперть устроена с западной только стороны храма, под колокольнею. По первоначальному плану, - внутри храма с северной и южной сторон главного алтаря, были устроены особые помещения, отдельные от алтаря стенами с арками и предназначавшиеся, вероятно, для ризницы. В эти помещения, при переделке церкви в 1806-13 годах, перенесены были с западной стороны храма, предельные алтари; а под арками в верху, в 1852 году, устроено помещение для ризницы. Над арками в алтаре находятся лепные изображения ангелов в рост человека, по одному с той и другой стороны каждой арки, всех четыре, в наклонном положении, сообразно расположение арки. В одной руке ангелы держат венки, в другой пальмовые ветви. Такие же изображения были и в храме над теми арками, в которых устроены иконостасы: но по распоряжению преосвященного Нафанаила, бывшего викария С.-Петербургского, сняты. Иконостасы с колоннами украшены вызолоченною резьбою по белому полю. Главный иконостас в четыре яруса, с образом Господа Саваофа и крестом вверху над ним. В малых пределах иконостасы в три яруса. В двух нижних ярусах придельных иконостасов, а в главном – в трёх ярусах, иконы в серебряных позлащённых ризах.
Особенное усердие к украшению икон в иконостасе, оказал бывший церковный староста, купец Савелий Королёв. Он устроил серебряные позлащённые ризы на местные иконы Христа Спасителя и Богоматери у царских врат и на весь верхний ярус над царскими вратами, состоящий из пяти образов. Кроме того, он же пожертвовал 10000 руб. асс. на разные другие украшения в храме и 5000 руб. асс. на устройство полной парчовой ризницы, которая и до ныне ещё существует в церкви под именем жертвователя.
Солея пред алтарями во всех 3-х пределах деревянная, с паркетными полами, возвышена на три ступени (13 вершк.) над полом и от храма отделена медною решёткой. Амвона, проповеднической кафедры и особо ограждённых на солеи помещений для клиросов теперь нет. На горном месте, возвышенном над помостом алтаря на одну ступень, в особо устроенной изящной киоте под небольшой позлащённою сенью помещается образ Христа Спасителя, в рост человека, на троне с скипетром и державою в руках. Образ писан на полотне в 1842 году, свободным художником Петром Яковлевым, и представляет копию с картины профессора Брюлова; стоимость образа 5000 руб.
При церкви находится колокольня красивой архитектуры в три яруса, вышиной 18 ½ сажень. Здание это черырёхгранное с колоннами по углам; крыша из белого железа пирамидальная, восьмигранная, над ней небольшой осьмиугольный купол, с кнопкою на верху и яблоком, в котором утверждён крест. Купол, кнопка, яблоко и крест, по меди вызолочены. Всех колоколов 15-ть; первый – 707 пуд. 5 фунтов, вылитый в 1839 году из старого разбитого; второй – в 205 пуд.; третий – 150 пуд.; четвёртый – 80 пуд.; пятый – 50 пуд.; прочие десять колоколов меньшего веса. Звон их приятный и достаточный. Церковь ограждена каменною оградой с железными решётками. Из сохранившейся при церкви на медной доске надгробной надписи видно, что при ней было кладбище, и что на нём в 1729 году, июня 20-го, погребён Симеон Ширяев, адмиралтейской коллегии обер-секретарь, который был участником и сотрудником в устройстве первоначальной деревянной вознесенской церкви. Другая надпись на медной доске, была прибита в самом храме, при входе, на левой стороне, между двумя первыми окнами, где погребено было в 1764 году тело Затрапезникова; но эта доска, при возобновлении церкви, неизвестно куда утрачена. Из надгробных памятников в ограде вознесенской церкви, сохранился только памятник на могиле первого вознесенского священника Феодора Мокиевича Толстошеева, умершего в 1734 году. Памятник состоит из каменной плиты, на которой выбита и до сих пор ещё сохранилась обыкновенная надгробная надпись.
3. Святыни и достопримечательности храма.
а) иконы
б) сосуды
в) кресты
г) евангелия
г) ковчеги
д) ризница
4. Библиотека и архив
5. Причт Вознесенской церкви
6. Содержание причта
7. Церковные здания и земля
Земли при церкви включая церковную ограду и под церковными домами, длиннику 81 сажень, поперечнику в один конец 43, в другой 45 саж. 1 арш. План на землю хранится в церковном архиве.
8. Благотворительные учреждения при церкви
9. Средства Вознесенского прихода
10. Домовые церкви
11. Крестный ход
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 30 Окт 2018 12:37 от poison.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Кладбище при церкви Вознесения 30 Окт 2018 12:34 #70870

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 7594
  • Спасибо получено: 667
  • Репутация: 9
Именной список погребённых на кладбище при церкви Вознесения Господня
Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. IV. С.-Пб. 1875, стр. 27

Затрапезников, ум. 1764 г.
Примечание: Медная доска, была прибита в самом храме, при входе, на левой стороне, между двумя первыми окнами, где было погребено тело.

Толстошеев Феодор Мокиевич, ум. 1734 г.
Примечание: Памятник в ограде Вознесенской церкви состоял из каменной плиты, на которой выбита обыкновенная надгробная надпись.

Ширяев Симеон, ум. 20.07.1729 г., Адмиралтейской коллегии обер-секретарь
Примечание: Участник и сотрудник в устройстве первоначальной деревянной Вознесенской церкви.
Последнее редактирование: 30 Окт 2018 13:23 от poison.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30