«Опричник» — русский шестипушечный парусно-винтовой клипер, спущенный на воду в 1856 году, относится к первой серии клиперов типа «Разбойник». Проходил службу в Кронштадте, затем на Дальнем Востоке. При возвращении оттуда в Кронштадт в декабре 1861 года погиб (пропал без вести).
Клипер «Опричник» заложен в Архангельске 5 января 1856 года в числе однотипных паровых клиперов — «Разбойник», «Стрелок», «Пластун», «Наездник» и «Джигит». Корабли предназначались для крейсирования на коммуникациях противника в ходе Крымской войны (идея и инициатива И. А. Шестакова поддержанная его непосредственным начальником — великим князем Константином Николаевичем, непосредственное руководство при исполнении проекта — А. А. Попова). Строительством «Опричника» занимался поручик В. П. Василевский.
23 мая 1856 года паровая машина прибыла с Колпинского завода в Архангельск через Вологду, после чего в срочном порядке была установлена на клипер «Опричник». Команда комплектовалась из моряков-черноморцев, участников обороны Севастополя. По завершении сборки машины «Опричник» был благополучно спущен на воду 14 июля, после чего были установлены два паровых котла. На испытаниях под давлением они выдержали 120 фунтов на дюйм² (0,84 МПа) или 8,4 атмосферы. К 15 августа судовые работы были закончены, и в этот же день состоялась первая проба машины. С 25 августа по 2 сентября «Опричник» и «Наездник» вышли в море на испытание под парами к Соловецким островам и обратно. 12 (14) сентября, после доработок и устранения выявленных недостатков, «Опричник» под командованием капитан-лейтенанта Ф. В. Сарычева с брейд-вымпелом командующего отрядом и «Наездник» под командованием барона Г. Г. Майделя вместе вышли в Кронштадт, но, потеряв друг друга из-за тумана, продолжили переход самостоятельно.
27 октября сильные шторма в районе Лафонтенских островов заставили «Опричник» войти в пролив Зунд и 11 ноября встать на рейд Эльсинора. Зимовка прошла в военной гавани Копенгагена. В зиму 1856—1857 годов при непосредственном участии капитана 1-го ранга А. А. Попова парусность клиперов, в том числе «Опричника», была изменена по образу баркентины. В Кронштадт клипер пришёл с открытием навигации 1857 года.
С 1858 года командование кораблём принял на себя капитан-лейтенант М. Я. Федоровский.
После вступления в кампанию и окончания подготовки, 24 июня 1858 года «Опричник», «Рында» и «Гридень» в составе второго Амурского отряда под командованием капитана 1-го ранга А. А. Попова ушли из Кронштадта на Дальний Восток с дипломатическими, исследовательскими и патрульными целями.
Первая часть маршрута пролегала через Атлантику к Южной Америке. За время перехода выявилась склонность клипера приводиться к ветру, так как центр парусности находился позади центра бокового сопротивления корпуса. Этот недостаток был исправлен во время стоянки в Рио-де-Жанейро, путём изменения парусности по типу барка. Далее был пройден Индийский океан и взят курс на Сингапур, откуда А. А. Попов отправил в Морское министерство рапорт с новым чертежом парусности и укладкой ростров. Завершающая часть маршрута была из Сингапура в Манилу и через Кантон и Нагасаки в Николаевск (ныне Николаевск-на-Амуре). Как отмечал А. А. Попов, за время перехода после изменения парусности «Опричник» показал высокие мореходные и ходовые качества и мог обгонять корветы на всех курсах. В Николаевск «Опричник» прибыл в июне 1859 года. Здесь командование клипером принял лейтенант Н. И. Бакалягин.
В 1859—1860 годах клипер занимался исследованиями Амурского лимана, побережья японских и корейских островов, а также выполнял различные снабженческие и почтовые поручения[3].
5 марта 1860 года командиром назначен капитан-лейтенант П. А. Селиванов. Клипер выполнял особые поручения в Японии и проводил исследования. Так, были проведены гидрографические работы в заливе Шветер, позже этот залив получил название Опричник.
Осенью 1861 года, после поступления приказа самостоятельно вернуться в Кронштадт, «Опричник» прибыл в Шанхай для ремонта. Были отремонтированы такелаж и рангоут, очищен котёл, заменены 106 дымогарных трубок. По плану перехода клипер должен был выйти из Шанхая в Батавию (ныне Джакарта), затем через Индийский океан обогнуть мыс Доброй Надежды и далее через Атлантику в Рио-де-Жанейро и Кронштадт. Из Шанхая клипер вышел 31 октября. Для пополнения запасов «Опричник» по плану зашёл в порт Батавия, откуда П. А. Селиванов рапортовал о полной готовности корабля к переходу. 10 декабря клипер покинул Батавию. Ему предстояло пересечь Индийский океан, но корабль пропал без вести. К тому времени экипаж корабля состоял из 95 человек, собранных с разных кораблей дальневосточной эскадры.
.