«Гром» — эскадренный миноносец, принадлежащий первой серии эскадренных миноносцев типа «Новик». Построен по программе «усиленного» судостроения на 1913—1917 годы (так называемая «большая» судостроительная программа).
Во время Первой мировой войны «Гром» нёс дозорную и конвойную службы, обеспечивал и прикрывал действия других сил флота в Балтийском море. В 1917 году «Гром» принимал участие в февральской революции.
В 13:45 14 октября 1917 года «Гром», находящийся в составе дозора на Кассарском плёсе, попал под залп германского линкора «Кайзер», открывшим огонь по кораблям дозора. Снаряд попал в машинное отделение эсминца, но не взорвался. Из строя были выведены две турбины, «Гром» получил крен на левый борт. Когда в 15:30 в пролив Соэлозунд вошли германские корабли, «Гром» получил ещё несколько попаданий, и на нём начался пожар. Экипаж и офицеры спешно покинули корабль. Вскоре «Гром» затонул.
Свидетельство Самончука Фёдора Евдокимовича, минного машиниста 1-й статьи:
“Это был жестокий морской бой. Конечно, я его видел глазами минно-машинного старшины первого торпедного аппарата…
В середине октября 1917-го наш эсминец с другими кораблями находился в дозоре. Мой боевой пост был на верхней палубе. Увидел на горизонте силуэты нескольких немецких кораблей. Раздались первые артиллерийские залпы. Вскоре снаряд одного из немецких кораблей попал в “Гром”. Кто-то из членов экипажа сказал мне, что серьезно повреждено машинное отделение. Вскоре я увидел, как кормовая часть “Грома” окуталась густым дымом. Затем в наш эсминец попало еще несколько снарядов.
“Гром” потерял ход. Командир дал команду всем надеть капковые бушлаты. К нашему кораблю подошла канонерская лодка “Храбрый”, чтобы снять экипаж. Я тоже перешел на “Храбрый”.
Увидев, что приближается немецкий корабль, вернулся. Думал об одном: “Гром” не достанется врагу! Когда их эсминец оказался на траверзе торпедного аппарата, я выпустил торпеду. Видел, как корабль погружается вводу. Решил открыть кингстоны, но они были залиты водой. Поднялся на верхнюю палубу. На камбузе нашел кусок ветоши, обмакнул ее в луже мазута, вытекшего из перебитого трубопровода, поджег и бросил в ближайший пороховой погреб. То ли снаряд попал в пороховой погреб “Грома”, то ли от моего факела, но раздался взрыв, выбросивший меня в море. Потерял сознание. Когда пришел в себя, понял, что я на корабле, слышал шум двигателей. В помещении была сплошная темнота. Чей корабль — наш или германский? Рядом были тела мертвых. Оказалось, меня подобрали немцы, когда спасали своих моряков. Потом отправили в Либаву в германский концлагерь. Бежать оттуда удалось только со второй попытки. Ночью шел, а днем отсыпался: боялся, что поймают и расстреляют. Был без документов, время жуткое:1918 год. Три месяца добирался до родной хаты. Мать к тому времени получила похоронку. Вот такая одиссея приключилась…”
Координаты гибели: ............................
.