Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Руднев Всеволод Федорович

Руднев Всеволод Федорович 15 Дек 2021 13:12 #74193

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 7591
  • Спасибо получено: 666
  • Репутация: 9
КОМАНДИР «ВАРЯГА» -- ЦЕНИТЕЛЬ ЯПОНИИ.
Контр-адмирал императорского флота Всеволод Руднев – вошел в историю русского флота, как командир легендарного крейсера «Варяг», который в январе 1904 года не побоялся выйти в бой с целой эскадрой японского флота. Этот поединок воспет в живописи, в песнях, описан в десятках исторических трудов и литературных произведений, запечатлен в полотнах и на киноэкранах. Трудно найти в России человека, который хоть раз не слышал слова песни-гимна русских моряков – «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»… и от мелодии которой не трепещет сердце даже самого убежденного пацифиста. Но события у корейского порта Чемульпо высветившие имя командира корабля в истории, стерли его имя в свете других, более ранних событий в его биографии. Всеволод Федорович Руднев – потомок старинного дворянского рода, получившего земли в Тульской губернии еще в 1616 году Указом царя Михаила Федоровича, до начала ХХ века успел стать участником трех кругосветных плаваний. В первое из которых, он отправился еще молодым мичманом… Герой боя у Чемульпо, конечно, оставил воспоминания о первых днях русско-японской войны, они были изданы. Но, оказывается, что командир «Варяга» оставил уникальное мемуары о своем первой кругосветке…
СТАТУЭТКА БИЗЖАМОНА.
В январе 1904 года, капитан 1 ранга Всеволод Руднев, убедившись в том, что «Варягу» не пробиться через строй японской эскадры, приказал затопить корабль. Вместе с сейфом командирской каюты на дно бухты ушла и рукопись книги будущего контр-адмирала – « Кругосветное плавание крейсера «Африка» 1881-1883 гг.», забытая автором в суете. Уже в 1909 году, контр-адмирал в отставке Всеволод Руднев по памяти восстановил текст книги и издал ее в Санкт-Петербурге. Прочтя ее можно понять, что еще за четверть века до своего подвига в бою с японской эскадрой, столбовой дворянин и офицер царского флота стал поклонником истории, культуры и духа жителей Страны Восходящего Солнца. Что с 1881 года до конца жизни, в том числе в бою у порта Чемульпо, его талисманом была фигурка японского божества – Бизжамона – «бога» славы, военной доблести, покровителя самураев и... писателей. Можно сказать это японский аналог христианского Святого Георгия Победоносца. Мичману Всеволоду Рудневу, адъютанту командира крейсера «Африка» 21 января 1881 года статуэтку японского божества подарил сам микадо – японский император. Кто за четверть века мог предвидеть, кому монарх японских островов вручает ценный подарок? И что святыня буддистов действительно подарит своему хозяину и военную славу, и признанную в истории доблесть. И даже обяжет литературным талантом взяться за перо… 180 страниц книги Всеволода Руднева, увидевшей свет в 1912 году, это собрание ценных наблюдений о Японии 80-х гг. ХХ века, неожиданных сведений и дальновидных пророчеств.
ЖЕНИХ… БЕЗ ЭПОЛЕТ.
В феврале 1881 года мичман Всеволод Руднев – молод, здоров и богат, хорош собою. Подобно пушкинскому Онегину был принят в лучших домах Владивостока как самый перспективный жених. Впрочем, «лучшие дома Владивостока» -- это сильно сказано. Сей тихоокеанский город в 1881 году был скромным городком со всего одной деревянной ветхой церковью XVIII-го века и с надеждами отстроить собор. На строительство, которого, по меткому наблюдению Руднева, – «все время собирали деньги, но они каждый раз куда-то исчезали». На балы в местном Дворянском Собрании гремели по случаю прибытия русской эскадры. И вот «средь шумного бала случайно» Всеволод Руднев был очарован одной местной барышней на выданье. Осыпал красавицу комплиментами, дарил розы и оставшись наедине даже приложился к ручке… Тут-то и вбежала с азартом караулившая его будущая теща и буквально взяла на абордаж – делайте, ваше благородие, предложение! Взятый в плен женским коварством адъютант командира крейсера «Африка» произнес требуемые слова и в ужасе сбежал на корабль – в отчаянии вломившись в каюту командира. Командир – отец родной на борту – по отечески, выслушал покаянные вопли своего блудливого адъютанта и уточнил: – «Вы мичман, когда предложение делали, были в парадном мундире с эполетами? Ах, в кителе и с кортиком? Ну, так ваше предложение силы не имеет. Ибо, согласно Морскому Уставу офицер флота, делающий предложение руки и сердца, обязан быть в парадной форме с эполетами и с морской саблей. От сделанного предложения вы свободны, так как оно сделано в нарушение Морского Устава. Можете идти, мичман!» Похудевший от волнения несостоявшийся жених упал в свою каюту, с благодарностью погладив голову японского божка. А утром крейсер ушел в море – вновь взяв курс на Японию.
ФИЛИАЛ РОССИИ в СТРАНЕ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА.
Трудно в это поверить, но в 70-90-е годы Х1Х века на территории японских островов находилась русская фактория. Включавшая в себя православную миссию, базу для кораблей Сибирской флотилии (так тогда назывался Тихоокеанский флот) и торговое представительство для нужд русских купцов. В японском приморском городке – недалеко от Нагасаки (жертвы ядерной бомбардировки в 1945 году) был выкуплен российским государством участок земли. Его управляющим был православный японец Александр Александрович Сига – бывший секретарь японской дипломатической миссии в Петербурге. В России он прекрасно выучил русский язык, принял православие, русское подданство и даже женился на русской дворянке… И позже был командирован уже российским МИДом к себе на родину. Там он отстроил гостиницу для офицеров русского флота, православную часовню, обсаженную русскими березами, и разместил даже русское кладбище – где обретали вечный покой русские моряки, умершие вдали от родины. Над факторией всегда развевались русский государственный флаг и Андреевский – морской. В г. Суруге-Дай находилась православная миссия, подведомственная иностранному отделу Святейшего Синода. Возглавлял ее епископ отец Николай, дьяконом служил православный японец. При миссии была учреждена православная школа для девочек, семинария для мальчиков, где готовили будущих священников для православных храмов на территории Японии. Везде учились японские мальчики и девочки. Для взрослых на японском же языке была открыта школа православного богословия. И везде одновременно учили…русскому языку. Никакими подозрениями и репрессиями православных японцев со стороны властей японского императора не донимали.
Можно только гадать – что это все было? Успешной экспансией русского православия на Дальнем Востоке? Или тайной операцией японских спецслужб, готовивших специалистов по России – вероятного противника – за счет русского бюджета? Не исключено и последнее. В частности Всеволод Руднев вспоминает японского фотографа Уэво, который радушно и бесплатно делал фотопортреты русских офицеров флота: на фоне гейш, пагод, ветвей Сакуры и Фудзиямы. Портреты дарил будущим русским флотоводцам, негативы отставлял себе. Фотография в те времена стоила дорого… Кто оплачивал производство фотографий на серебре: вероятно, тот, кто жаждал иметь у себя фотокартотеку офицерского состава царского флота? Не адмиралтейство ли в Токио?
ДИПЛОМАТИЯ ТИХОГО ОКЕАНА.
Но до русско-японской схватки оставалось еще 25 лет и в Токио к северному соседу относились с сакральным трепетом. 4 марта 1881 года на кораблях русской эскадры и во дворце микадо узнали о кончине императора Александра II-го – жертвы революционных террористов. В Иокогаме, где стояли корабли русской эскадры провели панихиду – где присутствовал микадо с семьей, все члены японского правительства, адмиралы флота, послы иностранных государств и командиры русских кораблей с адъютантами… Вот тогда Всеволод Руднев вошел в круг военно-морской дипломатии младшим, но полноправным ее членом. На кораблях всех государств, стоявших в японском порту, приспустили флаги – траур. Посол России в Японии – Кирилл Струве с супругой – Марией, были в центре внимания. А через месяц с послом случился конфуз. На кораблях русской эскадры отмечали вошествие на престол нового императора Александра III-го. Согласно церемонии посол России Кирилл Струве посетил каждый русский корабль, на котором под троекратное матросское «Ура!», осушал 200-граммовый хрустальный бокал шампанского преподносимый командиром корабля – пил здоровье Государя Императора! А кораблей на рейде было 20. Умножьте эту цифру на 200 грамм шампанского? Заснувшего посла Российского империи с 4 литрами шампанского внутри посла, в посольство, под слезливые сожаления супруги дипломата, доставлял дюжий мичман Всеволод Руднев. Быть бы ему военно-морским атташе в Японии, или в Китае… Но случилось так, что начало ХХ века капитан 1 ранга Руднев встретил командиром боевого крейсера «Варяг»… И случилось то, что случилось.
Свою рукопись в январе 1904 года Всеволод Руднев только дописывал в каюте «Варяга», но и без нее в русском флоте автор имел репутацию самого отъявленного японофила. И это многое объясняет в его поступках в порту Чемульпо.
Александр Смирнов
БЕГУЩАЯ СТРОКА: После 1905 года контр-адмиралу Всеволоду Рудневу пришлось уйти в отставку. Флотское офицерство не признало героя, и винило его в сдаче новейшего крейсера японцам. Ведь «Варяг» стал японским крейсером «Сойя».
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30