На заводе Виккерса в Барроу (Англия), при посредничестве Мориса Ле Буля, Морское министерство Российской Империи, приобрело недостроенный пароход «Франш-конте», который в апреле 1904 г. привели в Либаву, переименовали в «Анадырь» и зачислили во второй ранг судов флота.
Суда «Анадырь» и «Иртыш» вооружили восемью 57-мм пушками из числа восемнадцати французских, присланных для миноносцев. Оба транспорта получили по два 18, 14- и 6-весельных соответственно баркаса, катера и вельбота, которые были сняты с крейсеров «Герцог Эдинбургский» и «Память Азова».
«Анадырь», включенный в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, погрузили около 150 мин заграждения и контрмин, небольшое количество боезапаса и несколько мелкокалиберных орудий с «догоняющего» отряда контр-адмирала Н.И. Небогатова, а также иные грузы для нужд эскадры и порядка 7000 т угля. Перед началом Цусимского сражения "Анадырь" шёл головным в колонне транспортных судов. В ходе дневного боя 14 мая 1905 г. транспорт получил незначительные повреждения, в том числе от столкновения с транспортом «Русь». Ночью «Анадырь» отстал от эскадры, и его командир, капитан 2 ранга В.Ф. Пономарев, принял решение повернуть на юг, отказавшись от прорыва во Владивосток. Не заходя в ближайшие порты, чтобы не быть интернированным, обладая большим запасом угля, судно взяло курс на Мадагаскар. 14 июня «Анадырь» прибыл в Дието-Суарес и, получив инструкции из Петербурга, вернулся в Россию.
«Анадырь» транспорт (мастерская и снабжения). Командир — капитан 2-го ранга В. Ф. Пономарёв. Корабль — ушёл на Мадагаскар, а затем на Балтику.
В марте 1923 года, после ремонта в Киле, переименованный в «Декабрист» транспорт отправился к берегам Тихого океана (март 1923 г.) - это был первый рейс советского судна от берегов Балтики на Дальний Восток. Через семь месяцев пароход с ценными грузами вернулся в Петроградский порт, пройдя более 26 тыс. миль, и затем работал в составе Балтийского морского пароходства.
.
Источник
ucrazy.ru/other/1469026384-slavnaya-sudb...ansporta-anadyr.html