Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Буксир «Орёл»

Буксир «Орёл» 22 Окт 2018 14:03 #70830

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • на форуме
  • Сообщений: 31454
  • Спасибо получено: 136
  • Репутация: 14
Буксир «Орёл» был построен, согласно реестру списанных судов СЗРП, в 1914 году (по другим данным — в 1904 году) в финском городе Варкаусе и предназначался для озерных перевозок.
Технические характеристики: длина – 30,75 м, ширина – 5,58 м, высота — 6,5 м.
Мощность паровых машин составляла 415 л. с.
Осадка носа — 1,8 м, кормы – 2,2 м.
Водоизмещение — 200 тонн.
Численность экипажа – 22 человека.



Первая значительная боевая операция, в которой участвовал «Орёл», — это эвакуация с северо-западного побережья озера и с островов населения, раненых бойцов, а затем и частей трех наших дивизий, прижатых финнами к кромке Ладожского озера. Эвакуация началась 15 августа 1941 года и проводилась силами моряков Ладожской военной флотилии и речников Северо-Западного речного пароходства. В те августовские дни «Орёл» совершил 11 рейсов к острову Кильполансари.

11 сентября пароход «Орел» под охраной сторожевого корабля «Конструктор» и канонерской лодки «Шексна» вышел из Новой Ладоги, куда передислоцировались из Шлиссельбурга штаб и база Ладожской флотилии, и повел на буксире две баржи к мысу Осиновец. На барже № 1214 находилось зерно россыпью, на другой, под № 6207, — мука и рожь в мешках. 12 сентября «Орёл», преодолев 115-километровый путь с южного побережья на западный берег, доставил в Осиновец 742 тонны муки и зерна (626 тонн зерна и 116 тонн муки).

16 сентября от Осиновецкого берега в сторону Новой Ладоги вышел буксир «Орёл», ведя за собой баржу-752. Трагедия, разыгравшаяся в ночь с 16 на 17 сентября 1941 года на Ладожском озере, стала самой большой по числу человеческих жертв в истории перевозок на Ладоге и известна как «Ладожский Титаника».

.............

Капитан Иван Дмитриевич Ерофеев отрубив концы буксира, стал закладывать многочисленные галсы – повороты для вытаскивания тех, кто в одиночку или в составе небольших групп продолжал бороться за жизнь, держась за какую-нибудь канистру, бревно или кусок обшивки. В итоге были спасены 240 человек: 216 – командой «Орла», 24 – «Селемджей», вышедшей на спасение только после личной угрозы адмирала Заостровцева, изначально находившегося на «Орле».

За доблесть и мужество, проявленные при спасении людей с баржи №752, и за образцовое выполнение боевых заданий командования 3 марта 1942 года Иван Дмитриевич Ерофеев был награждён орденом Красной Звезды. Но как сказал Владимир Солонцов, один из спасённых экипажем «Орла»: «Этому маленькому буксиру никакая благодарность не будет слишком большой».


Вице-адмирал В.С. Чероков, в 1941-1944 годах командовавший Ладожской военной флотилией, в своих мемуарах писал: «Озёрный буксир «Орёл» под командованием капитана И.Д. Ерофеева осенью совершил около 20 рейсов. Преодолевая штормы, он отбуксировал на западный берег более тридцати баржей с грузами для города и фронта».

Источник
volhovogni.ru/article/158204/


Экипаж

Первый помощник механика «Орла» Алексей Иванович Дунин, капитан Ивана Дмитриевича Ерофеева, старшего помощника капитана Василия Николаевича Ларшина, рулевого А.К. Питерского, Сергея Шульгина, механиков Смовцева, Николая Васильевича Менькова, Павла Яковлевича Петрова.
.
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 16 Сен 2020 16:40 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Буксир «Орёл» 22 Окт 2018 14:49 #70831

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • на форуме
  • Сообщений: 31454
  • Спасибо получено: 136
  • Репутация: 14
Экипаж буксира «Орёл»

Ерофеев Иван Дмитриевич, р. 24.02.1901 г., ум. 1949 г., капитан
Примечание: «Старший лейтенант речного флота» (приказ МРФ №76-3в от 19 июля 1948 г.)
.
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 22 Окт 2018 20:49 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Буксир «Орёл» 22 Окт 2018 17:10 #70833

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 7594
  • Спасибо получено: 667
  • Репутация: 9
Могила капитана буксира «Орёл», Ерофеева Ивана Дмитриевича, р. 24.02.1901 г., ум. 06.12.1949 г., на кладбище Николо-Медведского монастыря г. Новая Ладога




Последнее редактирование: 23 Окт 2018 14:35 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: AlexN

Буксир «Орёл» 27 Окт 2022 16:41 #74504

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • на форуме
  • Сообщений: 31454
  • Спасибо получено: 136
  • Репутация: 14
.....
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Буксир «Орёл» 27 Окт 2022 17:15 #74505

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 7594
  • Спасибо получено: 667
  • Репутация: 9
Сценарий неигрового национального фильма.
Короткометражный, 44 мин.
Ю. Харитонов.
БУКСИР. ФЛОТИЛИЯ ЖИЗНИ.
1.
Ленинградская область, шоссе «Дорога жизни». Мимо памятника «Разорванное кольцо» проезжает колонна байкеров. На байкерских куртках мы можем рассмотреть надпись - «OST». Во главе колонны мужчина – длинные волосы, борода, маленькие круглые очки. Это Вячеслав Харинов, руководитель мотоклуба «OST МС». За кадром – детский голос, девочка читает стихи:
… Мы знали все: вкруг "града Ленина"
Блокада петлю распростёрла.
Как раненый навылет в горло,
Дышать он лишь сквозь трубку мог —
Сквозь трассу Ладоги... В томлении
Хватал он воздух узким входом
И гнал по жаждущим заводам
Свой каждый судорожный вдох…
Предполагается, что отрывки из поэмы Даниила Андреева «Ленинградский апокалипсис» пройдут своеобразным рефреном через весь фильм.
В январе 1943 года по льду Ладожского озера, в составе 196 стрелковой дивизии Д. Андреев вошел в блокадный Ленинград. Награжден медалью «За оборону Ленинграда».
2.
Приладожье. Место соприкосновения трех миров – славянского, европейского и финно-угорского. Начало древнейшего торгового пути «из варяг в греки».
Первая официальная война за эти земли случилась в 1142 году. Швеция нападает на Новгородскую республику. Далее -восемьсот лет непрекращающихся войн.
8 сентября 1941 года вермахт выходит на левый берег Невы и захватывает Петрокрепость. Начинается блокада Ленинграда.
Хроника первых месяцев войны – советская, немецкая, финская.
Санкт-Петербург. Аптекарский остров. Командный пункт Краснознаменного Балтийского флота был построен здесь моряками КБФ весной 1942 года. Он находится на Петроградской стороне, неподалеку от Ботанического сада. Был заброшен, но сейчас усилиями энтузиастов постепенно восстанавливается. Сейчас помещение, в котором находился командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф.Трибуц, приведено в то состояние, в котором оно находилось в годы блокады.
3.
Здесь мы планируем начать нашу историю. Наш ведущий – заслуженный артист России Александр Большаков, имеющий некоторое портретное сходство с В.Ф.Трибуцем, будет читать отрывки из мемуаров контр-адмирала «Балтийцы сражаются».
Александр Большаков:
«Сюда к нам по уложенным водолазами на дне Ладожского озера кабелям поступали приказы, распоряжения, вызовы из Ставки Верховного Главнокомандования, Военного Совета Ленинградского фронта. Отсюда осуществлялась связь с Кронштадтом, КП штаба балтийских летчиков, с командованием Ладожской военной флотилии, с передовыми позициями на островах Финского залива, - словом, со всем разбросанным и сложным хозяйством Балтийского флота…»
Хроника – Балтийский флот в годы войны. Блокадный Ленинград. Линкоры и крейсера у набережных осажденного города.
4.
Морякам Балтийского флота было поручено не только ведение боевых действий на Балтике и Ладожском озере, но и организация, строительство и охрана всех транспортных коммуникаций на Ладоге. Задача была, как бы сейчас сказали, создать огромный логистический комплекс. Впоследствии его назовут «Дорога жизни».
Необходимо было обеспечить не только поставку не менее 5000 тонн грузов в сутки, но и эвакуацию из осажденного города людей, техники и целых промышленных предприятий.
Инфографика -
5000 тонн = более 600 КАМАЗов. Колонна длиной 10 километров.
5.
Ладожское озеро, Филиал Центрального Военно-морского Музея «Дорога жизни», директор музея Виктор Березняцкий:
«Уже к осени 41-го немцам стало ясно, что вся группа армий «Север» увязла под Ленинградом. Что штурмовать город в лоб – это катастрофа. Остается только осада, а значит, нужна полная блокада. И по земле у них получилась полная блокада. Но часть, южная часть Ладожского озера осталась в наших руках. А на Ладоге еще с финской войны, с 39-го года действовала Ладожская военная флотилия, она входила в состав Балтийского флота. И им сказали – вот давайте, надо наладить снабжение любой ценой. И они взялись, так вот, по военно-морскому…»
Прежде всего транспорт. Все, что способно плавать в тяжелых условиях осенней Ладоги – речные суда, баржи, даже грунтовозные шаланды.
Хроника – строящиеся огромные деревянные баржи.
6.
Но главное - буксиры. Основная часть буксирного флота морского класса застревает в Ленинграде и на Онежском озере. Попасть на Ладогу они не могут. В распоряжении Ладожской военной флотилии оказывается только 4 буксира, способных справиться с поставленными задачами.
«Буй», «Морской лев», «Никулясы» и «Орел».
Уже 11 сентября в Осиновец, куда срочно прокладывают 1,5 километра железнодорожного полотна от станции Ладожское Озеро, к которой подходит действующая железнодорожная ветка от Финляндского вокзала в Ленинграде, прибывает буксир «Орел» под командованием капитана Ивана Дмитриевича Ерофеева. Он приводит из Новой Ладоги, находящейся в 115 километрах от Осиновца, две баржи с мукой и зерном, всего – 742 тонны. Обратным рейсом вывозит первую партию женщин и детей из осажденного города.
Хроника – прибытие в Осиновец первых барж с продовольствием. Выгружают мешки с мукой на лодки, люди идут с мешками по пояс в воде. Буксиры ведут по Ладоге караваны барж.
Навигация 41 года закончилась рано. Последние корабли шли уже в сплошном льду, который приходится то взрывать, то пробивать в нем каналы вручную.
Так начинала действовать «Большая дорога жизни». Как-то, на наш взгляд, незаслуженно отодвинутая на второй план, находящаяся в тени всем известной «Ледовой трассы».
Хроника - визит Гитлера в Финляндию. Гитлер и Маннергейм.
22 января 1942 года Маннергейм подписывает «Общую инструкцию для деятельности Ладожского отряда флота на время навигации 1942 г.», где подчеркивается: «Следует особенно обратить внимание на наступательные действия против коммуникаций противника, проходящих в южной части Ладожского озера».
7.
Новая Ладога. Здесь в годы войны находилась база Ладожской военной флотилии, здесь начиналась Большая Дорога Жизни. Набережная реки Волхов. Памятник на набережной – тральщик ТЩ-100, принимавший участие в боевых действиях на Ладоге. Небольшое воинское захоронение на берегу Волхова. Вокруг него стоят байкеры из «OST МС». Пытаются навести хоть какой-то порядок – все заросло сорняками.
Вячеслав Харинов:
«Иван Дмитриевич Ерофеев родился в 1901 году неподалеку от Шлиссельбурга. Закончил 3 класса церковно-приходской школы. В 10 лет пошел работать. В 16 – попал на флот. В 21 год награжден Почетной грамотой Наркомфлота СССР как лучший молодой капитан на Ладоге. В 1940-м назначен капитаном буксира «Орел». За спасение людей с баржи № 752 И.Д. Дорофеев награжден орденом Красной Звезды. Через год – орденом Ленина. Иван Дмитриевич после войны прожил недолго. Умер в 1949-м. Он похоронен здесь, на берегу Волхова, недалеко от причала, где обычно швартовался «Орел»…
8.
Бункер Трибуца. Александр Большаков читает воспоминания Трибуца:
«За годы блокады по Дороге жизни корабли флотилии доставили в Ленинград 311800 человек (главным образом войска) и 1105600 тонн грузов, а из города на Большую землю вывезли 1071000 человек (в основном населения), в том числе раненых, больных и детей, и 308700 тонн грузов».
Хроника – караваны барж идут через Ладогу. Везут станки, паровозы, ж\д цистерны.
Большая часть этого была сделано силами четырех буксиров. Их капитанов и экипажей.
8.
Мы сознательно ограничиваем наш рассказ про буксиры Ладоги историей И.Д. Ерофеева и его корабля.
И не только потому, что «Орел» стал первым кораблем «Флотилии жизни», как называли ленинградцы караваны с хлебом, идущие в город по Ладоге. И не только потому, что «Орел» был передовиком социалистического соревнования между экипажами буксиров и доставил в Ленинград наибольшее количество грузов.
Так получилось, что военная судьба Ерофеева и его корабля неразрывно связана с самыми значительными и трагическими эпизодами войны на Ладожском озере.
В Новоладожском историко-краеведческом музее, временно закрытом для посещения, есть стенд, посвященный И.Д. Ерофееву. Но для нас сделают исключение. Главный хранитель музея Наталья Морозова:
«Паровой озерный буксир «Орел» был построен в финском городе Варкаусе в 1904 году. Длина – 30, ширина – 5,5 метров. Мощность паровой машины – 415 лошадиных сил. Экипаж – 22 человека. Это был старое небольшое паровое судно, взятое в качестве трофея еще во время Советско-финской войны 1939-40 годов.
Всю войну капитаном этого корабля остается Иван Дмитриевич Ерофеев…».
Наталья Морозова расскажет нам самые интересные моменты биографии Ивана Дмитриевича, покажет нам архивные документы и фотографии.
Мы же для себя выделим три эпизода, связанные с капитаном Ерофеевым и его кораблем.
9.
Отход.
В августе 41 года части нашей армии были прижаты финскими войсками к побережью северной Ладоги.
Выборг. Организатор и руководитель Военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев (показывает на карте, компьютерная графика):
«Финские войска на Карельском перешейке начали общее наступление 31 июля 1941 года. Главный удар наносился на кексгольмском направлении. Несмотря на упорное сопротивление советских войск, финны к исходу 9 августа вышли к побережью Ладожского озера. В результате правый фланг 23-й армии оказался рассеченным на три изолированные друг от друга группировки, которые были частично окружены.
На помощь окруженным пришла Ладожская военная флотилия. Эвакуацию прикрывали огнем канонерские лодки «Вира», «Бурея», «Олекма», «Селемджа», «Шексна», два тральщика и десять катеров. Части сначала эвакуировали на близлежащий остров Валаам, а затем, вторым этапом, – в Шлиссельбург. Или сразу вывозили в район старой государственной границы, где они занимали оборону. Значительную часть эвакуированных составляло гражданское население, особенно русская его часть, которая обоснованно ничего хорошего от белофиннов не ждала».
Хроника – финские войска в Карелии.
«Орел» совершил 11 рейсов. 23 августа Ерофеев принимает на борт последних бойцов из группы прикрытия. В ходе этой операции «Орел» был обстрелян более 130 раз, получил более 100 пробоин и повреждений.
10.
«Ладожский Титаник» - баржа № 752.
Музей «Дорога жизни», Виктор Березняцкий:
«В ночь на 17 сентября 1941 года в районе между банкой Северная Головешка и островом Сухо, почти одновременно погибли три баржи: баржа с боеприпасами, баржа с двумя пулеметными батальонами и баржа № 752 с курсантами и командирами военно-морских учреждений Ленинграда. Только на одной барже № 752 находилось в общей сложности от 1200 до 1500 человек. На ней также находились и эвакуированные из Ленинграда, сколько их было точно, никто не знает. Иван Дмитриевич был очень опытный моряк, всю жизнь на Ладоге, он предупреждал, что будет шторм, что нельзя выходить, но был приказ, а он был военный моряк, они все, кто работал на Ладоге, с начала войны стали военными, и он подчинился приказу».
«Орел» буксирует баржу в Новую Ладогу, когда внезапно налетает тяжелый шторм, разломивший баржу на три части. Отчаянные действия Ерофеева, принявшегося спасать людей, не раз ставят «Орел» на грань кораблекрушения. Обстановка осложняется с появлением вражеских самолетов. Ерофееву удается поднять из воды 216 человек. Под их тяжестью буксир едва не тонет, но все же добирается до Новой Ладоги.
Музей «Дорога жизни», портрет Ивана Ерофеева, который в прошлом году появился в экспозиции музея.
Виктор Березняцкий:
«К ним на помощь подошла канонерская лодка «Селемджа», ну как канонерская лодка – на землечерпалку поставили орудия… А шторм был такой силы, что капитан «Селемджи» не стал спасать людей, он сам боялся перевернуться. И тогда Ерофеев подходит к «Селемдже» и заставляет их, заставляет капитана, как говорят, угрожая оружием, заняться спасением… «Селемджа» подняла из воды 24 человека»
Хроника – шторм на Ладоге, выброшенные на берег разбитые корабли.
Набережная Волхова, могила И.В. Ерофеева. Участники клуба «OST МС» отдают ему воинские почести.
Ладожское озеро, остров Птинов. Руководитель ИАЦ «Помним всех поименно» Александр Несмеянов:
«Только в 1942 году части баржи № 752 обнаружили прибитыми к берегу вот этого острова Птинов. В трюмах еще были тела погибших. Их похоронили прямо на берегу, в братской могиле, а вот здесь, в этой части острова, поставили этот памятный камень. Мы знали про это, долго его искали, и нашли только в 2016 году… И кстати – это была единственная баржа, которую потерял Ерофеев…»
Видео 2016 года – поисковики расчищают памятник.
11.
Тулокса.
Бункер Трибуца. Александр Большаков:
«Командование Карельского фронта избрало основным направлением для наступления прибрежное – вдоль Ладожского озера. Чтобы расшатать оборону сильно укрепленного Олонецкого района, планировалось перерезать с помощью морского десанта тыловые коммуникации противника. Северо-восточное побережье озера обороняла особая финская бригада береговой обороны. Десант было решено высаживать между реками Тулокса и Видлица. Посадку войск на корабли решили осуществить в Новой Ладоге.»
Наши дни - побережье в устье реки Тулоксы. Огромные песчаные пляжи, дюны, сосны. Белые ночи, бескрайние просторы Ладоги. Идеальное место отдыха множества туристов – джиперов. Правда, в песке часто встречаются какие-то непонятные белые камушки.
23 июня 1944 года в 5 часов утра Ладожская флотилия начинает операцию. В ней участвует практически весь состав флотилии – 78 кораблей и катеров. В том числе «Орел». На побережье высаживается первая волна десанта. Финны отчаянно сопротивляются, к ним подходит подкрепление. На Ладоге начинается шторм, боеприпасы подходят к концу, и 24 июня ситуация ухудшается. Однако моряки флотилии, несмотря на погоду, сумели высадить на берег второй эшелон десанта и боеприпасы.
Утром 25 июня вплотную к берегу подходит баржа № 4144, на ее борту 150 тонн боеприпасов. В это же время «Орел» подводит к берегу баржу с десантниками второго эшелона. На берегу в этот момент ждут разрешения на погрузку более 200 раненых десантников.
Финны начинают сильнейший минометный обстрел. Баржа №4144 взрывается. В радиусе ста метров гибнут все. Даже «Орел», стоящий поодаль, получает повреждения.
Воронку от этого взрыва можно и сегодня увидеть на берегу Ладоги. Белые камушки – это фрагменты костей наших солдат.
Хроника – война на Ладоге. Компьютерная графика – освобождение побережья Ладоги, Свири и Карельского перешейка.
Бункер Трибуца. Александр Большаков:
«В результате победы на Карельском перешейке группировки финской армии были разгромлены и отброшены на 110-130 километров. Вся Ленинградская область, большая часть территории Карелии, включая Петрозаводск, были освобождены. Уже в сентябре финское правительство решило прекратить военные действия и выйти из блока стран, поддерживающих гитлеровскую Германию.»
Восточное побережье Ладоги, устье Тулоксы. Байкеры «OST MC» устанавливают поклонный крест на песчаном холме.
Президент мотоклуба «OST MC», настоятель Скорбященского храма на Шпалерной улице, протоиерей Вячеслав Харинов, уже в церковном облачении совершает у этого креста панихиду по воинам – защитникам Отечества.
12.
Хроника – блокада Ленинграда, война на Ладоге, Ледовая трасса, прорыв блокады, праздничный салют. Фотографии наших героев – Ерофеева, Трибуца, Черокова, Андреева, защитников острова Сухо, моряков Ладожской флотилии. Детский голос за кадром:
Ночные ветры! Выси чёрные
Над снежным пленом Ленинграда!
Вы — испытанье; в вас — награда;
И зорче ордена храню
Ту ночь, когда шаги упорные
Я слил во тьме Ледовой трассы
С угрюмым шагом русской расы,
До глаз закованной в броню.

Простая история о незначительных в масштабах всей войны эпизодах. Но совокупность этих локальных трудовых и военных побед имела стратегическое значение и, в итоге, определила весь ход битвы за Ленинград.
Простая история о наших современниках, для которых лозунг «никто не забыт, ничто не забыто» не пустой звук.
Предполагается, что фильм станет продолжением серии фильмов о сражении за Ладогу. Первый фильм «Сухо. Неизвестная дорога жизни» был снят в 2020 году.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30