Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 

Воссоздание Нового кафедрального собора г. Выборга

Воссоздание Нового кафедрального собора – жемчужины архитектуры и высотной доминанты г. Выборга

 

История Выборга, которая охватывает семь столетий, обладает уникальными архитектурными памятниками — от Средневековья XIII в. до эпохи модернизма первой половины ХХ века. В архитектурных памятниках Выборга воплощена культура шведского, финского, русского и германского народов различных эпох. Слово «Выборг» со старо-скандинавского (древне-германского) переводится как «Святой город» (Wii – святой, borg – город или крепость). Многие объекты являются уникальными, и на территории России не встречаются в других регионах. Так, Выборгский замок — единственный в России памятник Средневекового западноевропейского фортификационного искусства XIII века. Временем основания города считается 1293 год, а вершиной формирования градостроительного искусства г. Выборга — конец XIX – начало XX века.

На рубеже этого времени началось строительство Нового кафедрального собора и его история. Еще в конце 1870-х гг. у города и сельской коммуны был общий церковный приход, жители ходили в церковь сельского церковного прихода, которая находилась на улице Кейсаринкату (после 1929 года - улица Луостаринкату, ныне ул. Выборгская). Церковь признали слишком маленькой для нужд 9000 прихожан. На церковном собрании, проведенном в ноябре 1880 года, было решено основать свой церковный приход для горожан, решение было подтверждено в 1881 году. Только что основанный церковный приход решил объявить архитектурный конкурс на будущую церковь в 1881 году. Из девяти участников победителем конкурса стало предложение, подготовленное уроженцем города Выборга архитектором Эдуардом Диппелем. Ему поручили спроектировать новое здание церкви из красного кирпича, которое должно было разместиться в парке Торккелинпуйсто на четырех выделенных для этого участках.

Строительные работы начались в мае 1889 года, подрядчиками были братья Яакко и Антти Виклунд. Строительные работы инспектировал проектировщик церкви, архитектор Эдуард Диппель.

Проект нового здания из красного кирпича был утверждён в 1889 г., а работы по строительству собора длились с 1891 по 1893 гг. Новый величественный собор в неоготическом стиле был освящен 3 декабря 1893 г., а в 1925 г. получил статус кафедрального, когда епископская кафедра вернулась обратно в Выборг. Новый кафедральный собор, построенный к юбилейным празднованиям 600-летия города, стал архитектурной жемчужиной г. Выборга этого периода.

С конца XIX века Новый кафедральный собор стал высотной доминантой и визитной карточкой Выборга, изображался на всех панорамных фотографиях и на поздравительных открытках.

 

 

Экстерьер Нового кафедрального собора сочетал в себе утонченность готического шпиля и монументальность основного здания, а интерьер представлял собой великолепный объемный зал с расписными сводами, алтарем и величественным органом. Зал вмещал около 1800 прихожан.

Здание имело три ориентированных с востока на запад нефа, ближе к алтарю пересекавшимся трансептом (поперечным нефом). Западный фасад украшала высокая колокольня, по бокам от которой находились две небольшие лестничные башни. На колокольне высотой примерно 70 метров было три колокола, низкий звук которых разносился очень далеко.

Своды церкви были расписаны интерьерным художником Лаури Вяйлккеном, алтарное изображение было создано художником Пеккой Халоненом, резная кафедра была изготовлена мастером по дереву Ханнесом Аутереном.

В 1895 году финский органостроитель Й.А. Цакариаессен изготовил для храма большой орган на 45 регистров. Этот инструмент заменили в 1929-1930 гг. ещё более крупным органом, выстроенным фирмой «Братья Ригер» в Силезии (область Германии). Инструмент имел 76 регистров, 4 ручных клавиатуры, педаль, более 4500 труб и относил-ся к числу крупнейших в Скандинавии.

 

  

 

Новым кафедральным собором гордились жители города и восхищались гости, которые называли его «Выборгский Нотр-Дам». Примечательная деталь того исторического момента: такое серьезное для конца XIX века архитектурно-градостроительное решение было воплощено всего за два года.

Средства на строительство Нового кафедрального собора были выделены из казны русского императора Александра III. Среди Указов императора Александра III – были указы о сохранении объектов культурного наследия и строительстве новых культурных и культовых объектов. Эти указы распространялись и в Великом княжестве Финляндском, в состав которого входил город Выборг.

Рядом с Новым кафедральным собором в 20-е гг. ХХ века был установлен памятник погибшим в гражданскую войну, который ныне утрачен.
В 1936 году крыша Нового кафедрального собора была покрыта новой кровлей из медного листа. Собор стали называть также собором Агриколы, поскольку у его главного входа по улице Катариинанкату (после 1929 года – ул. Линнанкату) 21 июня 1908 года был установлен выполненный художником Эмилем Викстрёмом памятник Микаелю Агриколе.

После начала Советско-финской войны зимой 1939 года от бомбардировки советской авиации пострадала абсида Нового кафедрального собора, а в марте 1940 года после передачи города СССР собор был закрыт. Во время второй мировой войны от целенаправленного обстрела советской авиации зданию был нанесен еще больший ущерб. После окончания Второй мировой войны ленинградская комиссия по охране памятников отнесла собор к списку ценных архитектурных объектов, но стены храма все же были взорваны в 1953 году по распоряжению руководства СССР.

В настоящее время сохранился фундамент и цоколь здания с подземной частью. Центр средокрестия собора отмечен постаментом из гранитных блоков взорванного собора. После долгих лет забвения 21 апреля 2017 года по инициативе директора Национального реставрационного фонда памятников архитектуры и искусства И.В. Львова, при поддержке Комитета по культуре Ленинградской области, Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры в Ленинградской области, одобрении Епископа Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии Арри Кугаппи, была установлена Памятная гранитная плита.

 

 

 

Думая о возрождении Нового кафедрального собора, олицетворяющего город Выборг в целом, нельзя не вспомнить имя человека, который родился в Выборге, но был вынужден покинуть этот город из-за войны, знатока истории выборгской архитектуры, выдающегося зодчего Юха Ланкинена, который сделал огромный вклад в возрождение Выборга. Он был владельцем крупнейшей частной коллекции исторических фотографий города, сделанных его отцом, архитектором Ялмари Ланкиненым (1894-1970), сотрудником бюро Уно Ульберга, автором проектов более тридцати зданий в Выборге и Выборгском районе. Самые известные работы Ялмари Ланкинена – Дом финского прихода (ул. Димитрова, 5), Дом сельской общины (ул. Ушакова, 1), жилой комплекс «Пантсар» (Морская набережная, 30). В последнем из перечисленных зданий была квартира и архитектурное бюро Я. Ланкинена.

Коллекция исторических фотографий отца, дополненная самим Юха Ланкиненом, много лет спустя стала основой для двух главных проектов его жизни – макета города Выборга и портала «Виртуальный Выборг».

Соавтор нескольких книг по выборгской истории, гид Юха Ланкинен был, прежде всего, хранителем культурного наследия Выборга. Благодаря его энтузиазму и активной деятельности современные горожане открывали для себя довоенную историю города, а для финнов Ю. Ланкинен был живой связью с современным Выборгом, тем человеком, который смог сделать историю города непрерывной.

Интерес к родному городу, его архитектурному наследию, Юха Ланкинен унаследовал от своего отца. Именно в этом доме в 1937 г. родился Юха Яакко Ялмари Ланкинен. В эвакуацию Ялмари Ланкинен, фотограф-любитель, увозил несколько тысяч снимков, на которых были запечатлены дома, парки, площади и укрепления Выборга. В 1941 г. семья Ланкинен вновь вернулась в Выборг. Юха Ланкинен занимался восстановлением разрушенных зданий города. Его квартира и бюро располагались в этот период в другом здании, также построенном по его проекту, – на нынешней ул. Ушакова, 1. В 1944 г. Ланкинены эвакуировались в Лахти – город, где сложилась одна из самых больших выборгских общин. В 1966 г. Юха Ланкинен получил диплом архитектора-строителя.

К этому времени ему уже представилась возможность побывать в советском Выборге. Увиденное поразило его. Он видел перед собой то, что было знакомо ему по фотографиям отца. Многие здания требовали реставрации, многое было утрачено, но, несмотря ни на что, это был его родной Выборг. Вся дальнейшая жизнь Юха Ланкинена будет связана с ним. Он фотографировал город, сопоставлял современные и исторические фотографии, исследовал заброшенные городские кладбища, работал с картами и архитектурными проектами.

В 1970-х гг. он стал главным помощником О.И. Меурмана при подготовке книги «Выборгские архитекторы». В этот же период он начал сотрудничать с архитекторами Выборга. В 1982–1985 гг. на основе аэрофотоснимков Выборга, выполненных 2 сентября 1939 г., Юха Ланкинен создает центральную часть макета Выборга, в котором дома, деревья, автомобили воссозданы с исключительным мастерством.

Для того чтобы осуществить этот проект, Ю. Ланкинену пришлось выполнить полторы тысячи чертежей. Одним из них был чертеж Нового кафедрального собора, выполненный с особой тщательностью.

 

 

Сейчас макет Выборга – центральный экспонат Музея Южной Карелии в Лаппеенранте – является детализированной 3D-моделью всех зданий, в том числе утраченных.

Юха Ланкинен всегда был открыт для контактов с российскими историками, архитекторами, выборгскими краеведами. В 1991 г. по чертежам Ланкинена проводилась реставрация лютеранского собора Петра и Павла. Два года спустя по его проекту был создан памятный знак на воинском кладбище Выборга – в память обо всех погибших горожанах. В том же году благодаря Юха Ланкинену в Выборг была привезена копия утраченного памятника Микаэлю Агриколе, а в 2009 г. Юха Ланкинен участвовал в восстановлении этого памятника. Сейчас он находится на Театральной площади, близ собора Петра и Павла. 

На некоторое время окунемся в историю воссоздания исторических культурных памятников в России и Германии.

Один из примеров воссоздания готического собора, построенного в стиле кирпичной (балтийской) готики – Кафедральный собор в г. Кенигсберге (ныне – г. Калининград). Собор, практически полностью утраченный во время Второй мировой войны, долгое время не восстанавливался. Руины стен простояли до 1993 года, а с 1994 г. начался период восстановления, который длился в течение 10 лет. В настоящее время собор является одним из символов (визитной карточкой) города Калининграда. Службы в соборе не проводятся, но здание эффективно используется для размещения музейных экспозиций и проведения концертов. Действуют евангелическо-лютеранская и православная часовни. В месяц собор посещают около десяти тысяч человек, стремительное увеличение потока посетителей связано с современным подходом в организации новых творческих культурных проектов.

Одним из ярких примеров восстановления исторического центра города из руин, после массированной бомбардировки англо-американской авиацией в феврале 1945 г., является город Дрезден, крупный культурный центр, «Флоренция на Эльбе». В 50-е гг. руины были разобраны и вывезены из города, затем тщательно отсортированы и оставлены на хранение, за исключением остовов нескольких исторических зданий. Они простояли в законсервированном виде на протяжении всей эпохи ГДР. Как памятник войне было решено оставить также развалины самой красивой церкви города – Фрауэн-кирхе.

Лишь в самом конце 20 века началось рукотворное чудо воссоздания исторического центра Дрездена, крупнейший реставрационный проект в Европе.

А теперь вернемся к Выборгу. Важно отметить, что за последние годы г. Выборг уже накопил опыт восстановления полностью разрушенных храмов и исторических зданий. В финских архивах существуют подробные документы, чертежи всех архитектурных объектов, средневековых зданий, церквей, доходных домов и их фотографии.

В 1999 году разрушенная во время Зимней войны Свято-Ильинская церковь, была восстановлена в точности с ее первоначальным видом. Проект, реализованный в 1797 году, принадлежит архитектору Иоганну Брокману.

В 2016 году также был воссоздан в современной версии ресторан «Эспиля», по проекту архитектора Ларисы Логашовой, который в довоенное время был известен по всей Финляндии, и построен по проекту архитектора Йохана Бломквиста, а во время войны здание было разрушено.

Но одним из лучших примеров реставрации в его точном исполнении является уникальное здание библиотеки Алвара Аалто, построенное в 30-х гг. ХХ века. Библиотека в то время стала известна во всём мире как эталон библиотечного здания.

Созданный в 1992 году «Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки» вывел вопрос реставрации памятника на международный уровень. С 1994 года по 2010 год международный проект «Комплексной научной реставрации здания Выборгской библиотеки А. Аалто» финансировался на паритетных началах, как с российской стороны, так и из международных источников.

Так исторически сложилось, что между библиотекой Алваро Аалто и Новым кафедральным собором в разные периоды времени появились военные и гражданские захоронения. В настоящее время это место неблагоустроенное.

Во время празднования 700-летия Выборга, в 1993-м была установлена плита «Памяти похороненных жителей Выборга» с надписью на четырёх языках по проекту архитектора Юха Ланкинена, рядом с Новым кафедральным собором – захоронения в разные годы – более 900 человек, в основном жителей Выборга.

Настоятель собора святых Петра и Павла Владимир Дородний рассказывает, что с начала 90-х на лютеранскую пасху каждый год прихожане храма ходят крестным ходом к этому памятному знаку, поют гимны, поминают усопших. Существует даже книга, изданная в Финляндии, которая посвящена захоронениям возле выборгского Нового кафедрального собора.

Попытки благоустройства места захоронений рядом с собором предпринимались неоднократно, но и по сей день здесь лишь место отдыха горожан. Краеведы однозначно сходятся во мнении: надо хотя бы обозначить границы захоронения, люди должны знать, что ходят по кладбищу. А различить очертания просевших могил нетрудно – поверхность земли в этом месте волнообразная.

В ближайшие годы имеется необходимость объединения усилий и комплексного подхода к реализации проекта воссоздания Нового кафедрального собора с прилегающей территорией, особенно со стороны правительства.


 

В нынешнее время уникальность Выборга является очень привлекательной для развития туризма. Ежегодно Выборг посещает около полумиллиона туристов. Однако в течение последних десятилетий Выборг находится в состоянии разрушения и запустения, что приводит к сокращению потоков туристов и уменьшает доход города. Исторический центр города постепенно исчезает, сносятся целые кварталы исторической застройки. Все что можно, уже снесено, но еще не поздно заняться воссозданием архитектурных шедевров, которые вернут городу былое великолепие. Сегодняшнее состояние города требует немедленного вмешательства специалистов, как со стороны российских, так и со стороны Финляндии и Европы.

Международные охранные организации внесли город Выборг в Ленинградской области в перечень 50 объектов культуры, находящихся под угрозой уничтожения. Несмотря на это, с 2013 года приграничный город, считающийся жемчужиной северного модерна, неумолимо разрушается и находится на грани исчезновения.

Возрождение Выборга целесообразно продолжить с восстановления его системообразующей градостроительной доминанты – Нового кафедрального собора.

Новый кафедральный собор в Выборге не только сравним с такими доминантами, как Петропавловский собор в Петербурге или кафедральным собором в Калининграде, но и уникален как шедевр северной готической архитектуры.



Необходимость воссоздания Нового кафедрального собора определяется не только его исторической ценностью, но и возможностью расширения его функций. Он может стать как действующим храмом, так и использоваться в качестве концертного зала, где можно наслаждаться органной музыкой, проводить интерактивные и образовательные программы, устраивать музейные экспозиции.

Собор как высотная доминанта города может стать системообразующим центром культурно-просветительского комплекса.

 


Источники:
1.    Разработка концепции сохранения исторической части г. Выборга (Ленинградская обл.): Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», Научный отдел Архив ФГУП ЦНРПМ. Моск-ва, 2014 г.
2.    http://risebuero.ru/viipuri/
3.    http://www.ntv.ru/novosti/1918825/
4.    http://www.gazetavyborg.ru/
5.    http://www.virtuaaliviipuri.tamk.fi/ru
6.    https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_Википедия

 

Автор статьи: реставратор, директор Национального реставрационного фонда памятников архитектуры и искусства И. В. Львов

Комментарии  

0 #1 AlexN 25.01.2018 13:37
Выборг только краше станет !!!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

4.8135593220339 1 1 1 1 1 (59 оценили статью)
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30