Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 

300 лет молитвенному служению на Российском Флоте

19 апреля (8 апреля) 1719 года — 300 лет назад Пётр Великий подписал указ, согласно которому на каждый корабль должен был назначаться штатный корабельный священник (с 1720 года на каждый корабль назначался иеромонах).
Священники присутствовали в Рати русского государства испокон веков. В сентябре 1380 года преподобный Сергий Радонежский — основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря благословил святого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и дал ему в войско на битву с Мамаем двух монахов Пересвета и Ослябю (их имена долго хранили потом корабли Российского флота).
На морском флоте допетровской Руси корабельным флагом была икона святого Николая Чудотворца. Лик православного святого изображали не на дереве или металле, а на полотнище, и поднимали его над мачтой. Но в дальние походы на борт священников не брали.
Косой крест на Андреевском флаге символизирует распятие, на котором был казнён апостол Андрей, первым из учеников призванный Христом и потому звавшийся Андреем Первозванным. Орден Андрея Первозванного был высшим в Российской империи. В севастопольском Херсонесе ему установлен памятник. Святой апостол Андрей считается одним из покровителей России и моряков. Обычно последними словами, которыми напутствовал командир свою команду перед боем были: «С нами Бог и Андреевский флаг!»
В 1704 г. в письме командующего Балтийским флотом вице-адмирала К. И. Крюйса священники уже были указаны в составе экипажей галер и бригантин. В 1716 г. в Устав русской армии вводится глава «О священнослужителях», в апреле 1717 года Пётр I издаёт высочайшее повеление: «В российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников» В 1720 г. в Морской устав вводится глава «О священниках». Проповедь на корабле должна была длиться не более десяти минут, а лучшие из них публиковались в «Вестнике военного и морского духовенства».

 

                                              

Гавриил (Бужинский)                                            Иннокентий (Кульчицкий)
обер-иеромонахом флота                                  обер-иеромонахом флота

 

Наравне с командой священники переносили все тяготы флотской жизни, а их было немало: штормы, жара и холод, дальние походы, морские сражения и в этих условиях поднимали боевой дух команды. В морских походах петровского флота служил в период с 1718 по 1723 год священник петербургской церкви Симеона и Анны Василий Керженецкий. На флот он пошёл добровольно, ещё до царского указа, он считал службу на флоте собственной духовной миссией. Весьма вероятно, что именно он и благословлял русских моряков на победы на Балтике в эти годы.
В 1-й Камчатской экспедиции (1725-1730 годы) Витуса Беринга священником был монах Игнатий Козыревский. Именно он в 1726 году представил Витусу Берингу свой «Чертеж как Камчадальского носу, також и морским островам, коеликое число островов от Камчадальского носу до Матмайского и Нифону островов». В 1730 году монах-гидрограф, с докладом об итогах экспедиции и освоении Камчатки отправленный в столицу, был даже представлен императрице Анне Иоанновне. Об этом факте была напечатана заметка в газете «Санкт-Петербургские ведомости» в 1730 году.
Многие из корабельных священников, неся свое нелёгкое служение, погибали. Увековечены их имена в Кронштадтском Морском соборе на досках в алтарной части. В этот скорбный список вносили погибших в боях, от ран и при исполнении служебного долга во время военной кампании. Среди имён погибших есть отец Иоанникий Савинов, который был награждён Орденом Св. Георгия 4 степени в Крымскую кампанию. Отец Иоанникий с поднятым крестом и молитвой поднял подавленных неприятелем воинов в атаку и скончался от полученной контузии.
В Морском уставе 1853-го года записано:
565. Священник обязан посещать страждущих, подавая им духовное утешение и заботясь о своевременной исповеди и причащении Св. Тайн опасно больных. Во всех случаях, когда признает нужным, он доводит до сведения командира, в каком положении найдены им больные.
566. Перед боем, если командир признает возможным, священник служит молебен с коленопреклонением о даровании победы, обходит палубы и окропляет корабль и команду святою водою. Во время сражения он должен находиться при раненых, подавать им возможное пособие и утешение, исповедовать и приобщать умирающих и тяжело ране-ных, которые того пожелают.
Известен подвиг архимандрита отца Георгия, благочинного над флотским духовен-ством в Севастополе, в годы Крымской войны (1853-1856 гг.). Он в ходе героической обороны Севастополя ежедневно совершал божественные литургии на корабле «12 апостолов», а также на бастионе 38-го флотского экипажа в Севастополе, под неприятельским огнем напутствовал раненых и умирающих. За этот подвиг он был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.
На стенах собора есть имя мученически умершего иеромонаха Серафима Гуглинского, которому турки отпилили голову и, вонзив её в копье, показывали турецкому полчищу.
Велик был патриотический дух полевых и морских священников в русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1905 году артиллерийским огнём японских кораблей в Цусимском сражении был потоплен эскадренный броненосец «Бородино»; среди моряков погиб и судовой священник иеромонах отец Варлаам. В числе священников, погибших в русско-японской войне, были иеромонах Алексий Раевский с броненосца «Петропавловск», иеромонах отец Назарий с эскадренного броненосца «Князь Суворов», судовой священник отец Александр Недрыгайло с эскадренного броненосца «Александр III», иеромонах отец Виктор Никольский с эскадренного броненосца «Ослябя», судовой священник иеромонах отец Кирион с эскадренного броненосца «Наварин», иеромонах Фёдор Хандалеев с крейсера 1-го ранга «Светлана»…
Вся история нашего военно-морского флота наполнена примерами мужества и геро-изма, запечатленными в памяти потомков. Во время боя священнослужители не всегда неотлучно находились вместе с доктором в лазарете. Если того требовала обстановка, пастырь выходил на палубу и помогал морякам словом и делом — напутствовал их, отпевал умерших, воодушевлял и подбадривал, а иногда выполнял роль подносчика снарядов при каком-либо орудийном расчете. Незабываем подвиг отца иеромонаха Порфирия, корабельного священника крейсера «Аскольд», входившего в состав 1-й Тихоокеанской эскадры:
когда 28 июля 1905 года находясь в составе эскадры крейсер вышел в море для прорыва во Владивосток, то после атаки неприятелем русской кильватерной колонны, вышел из нее и вызвал огонь японцев на себя. Во время этого боя отец Порфирий геройски воодушевлял матросов на верхней палубе.
В неравном сражении крейсера «Варяг» 27 января 1904 года у Чемульпо, однофамилец командира корабельный священник отец Михаил Руднев во время жестокого боя ходил по залитой кровью палубе и воодушевлял офицеров и матросов.
В октябре 1914 года на минном заградителе Черноморского флота «Прут», который не мог противостоять немецкому крейсеру, на требование врага сдаться — открыли кингстоны. С отходящих от гибнущего корабля шлюпок матросы видели, что на верхней палубе среди огня и дыма стоит в полном облачении с поднятым крестом восьмидесятилетний корабельный священник, иеромонах отец Антоний не покинул корабль, а предпочёл с ним погибнуть, благословляя благословляя раненых. За этот подвиг он посмертно был награждён орденом св. Георгия 4-й степени.
При похоронах в море на мачте подымался специальный «молитвенный» флаг:

 

В 1911 году был введён специальный молитвенный флаг. Это белое полотнище, сужающееся к краю и заканчивающееся двумя косицами, в центре золотистый восьмиконечный крест:

 

 

Корабельные, как, впрочем, и все войсковые священники должны были помнить две истины: война решает участь государства, а исход сражений зависит от воли Всевышнего и напряжения сил народа. Они должны были словом и личным примером вдохновлять воинство на победу. Священники направлялись на флот в основном из Александро-Невской лавры. С началом боя им надлежало находиться в пункте приёма раненых, помогать и исповедовать уходящих в мир иной. Известный по Цусиме священник крейсера «Рюрик» Андрей Конечников в ходе сражения, помимо этих обязанностей, ещё и подавал снаряды. А затем доставил из японского плена донесение о слабых местах вражеского флота и причинах нашего поражения.
В 1916 году Высочайшим повелением были введены должности главных священников Балтийского и Черноморского флотов. 16 января 1918 года институт Военного и морского духовенства в российской армии был ликвидирован приказом Народного комиссариата по военным делам.
С начала 1990-х гг. Русская Церковь вновь начала окормлять военнослужащих. Представителей флота и церкви встретились по печальному поводу. В 1990 году в Ленинграде в Николо-Богоявленском соборе прошла панихида по морякам, погибшим на атомной подводной лодке «Комсомолец».
Президент Российской Федерации 21 июля 2009 года принял решение о воссоздании в Вооружённых Силах России института военного духовенства. Это решение было инициировано обращением членов Межрелигиозного совета России, которое подписали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, муфтий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, главный раввин, председатель Федерации еврейских общин России Берл Лазар, Пандито хамбо лама, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев
В чем конкретно выражалось влияние флотского духовенства на укрепление и рас-пространение боевых традиций? Патриотизм, служение народу. Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых Отечеством. В трудные для него времена она призывала народ к единению, подвигам и защите Руси.
В местах героической гибели кораблей родился прекрасный ритуал отдания воинских почестей опусканием на воду венка из живых цветов. Координаты таких мест отмечаются в приказах командующих флотов.
Таким образом, влияние морского духовенства на традицию отдания воинских почестей и увековечения памяти погибших носило не только ритуально-обязательный характер, но и воспитательный, причем второй аспект имел большее значение, чем первый. Данная традиция свидетельствует о том, что тот, кто служил и погиб за Веру, Царя и Отечество, будет в должной мере отблагодарен Богом и потомками. Именно поэтому ИАЦ «Помним всех поименно» при поддержке депутатов ЗАКСа и правительства Санкт-Петербурга приступили к оформлению паспортов воинских захоронений российских кораблей, а также к поиску мест последнего упокоения моряков, погибших при выполнении воинского долга на всех континентах земного шара.


Судовые священники погибшие при исполнении

Александр (Надрыгайло), ум. 14.05.1905 г., судовой священник эскадренного броненосца «Император Александр III»
История: Погиб вместе с кораблём в Цусимском сражении
Место захоронения: Япония, Тихий океан, Цусимский пролив

Анастасий (Рукин), ум. 18.10.1904 г., иеромонах Ростовского Борисоглебского монастыря Ярославской Епархии, судовой священник крейсера «Аврора»
История: Скончался от ран полученных 9 октября 1904 г. во время Гулльского инцидента
Место захоронения: Марокко, г. Танжер, Старокатолическом кладбище (St. Andrew's Church Cemetery)

Варлаам, ум. 14.05.1905 г., иеромонах, судовой священник эскадренного броненосца «Бородино»
История: Погиб вместе с кораблём в Цусимском сражении
Место захоронения: Япония, Тихий океан, Цусимский пролив

Виктор (Никольский), ум. 14.05.1905 г., иеромонах, судовой священник эскадренного броненосца «Ослябя»
История: Погиб вместе с кораблём в Цусимском сражении
Место захоронения: Япония, Тихий океан, Цусимский пролив

Кирион, ум. 15.05.1905 г., иеромонах, судовой священник эскадренного броненосца «Наварин»
История: Погиб вместе с кораблём в Цусимском сражении
Место захоронения: Япония, Тихий океан, Цусимский пролив

Назарий, ум. 14.05.1905 г., иеромонах, судовой священник эскадренного броненосца «Князь Суворов»
История: Погиб вместе с кораблём в Цусимском сражении
Место захоронения: Япония, Тихий океан, Цусимский пролив

Николай (Сысоев), ум. 28.09.1914 г., судовой священник броненосного крейсера «Паллада»
История: Погиб вместе с кораблём от торпеды немецкой подводной лодки U-26
Место захоронения: Россия, Балтийском море

Пётр (Андреев), ум. 1811 г., судовой священник шлюпа «Шпицберген»
История: Шлюп «Шпицберген» (Балтийский флот) с января 1807 г. входил в состав эскадры вице-адмирала Д. Н. Сенявина (Вторая Архипелагская экспедиция). 27 сентября 1807 г. во время шторма отстал от эскадры и далее следовал самостоятельно. С ноября 1807 по 1812 г. в ожидании повелений правительства шлюп простоял в местечке Портелла близ испанского порта Редондела и почти полностью сгнил.
Из воспоминаний одного из офицеров шлюпа: «Смерть священника [о. Петра Андреева] лишила и последнего утешения веры. Почтенный старец, чувствуя свой конец, решился исповедаться у баталера*; причастившись Св. Таин, он вздохнул, прижал к груди сосуд и умер как праведник. Капитан Качалов посылал в город Тую офицера просить тамошнего епископа, чтобы позволил похоронить священника в монастыре или при другой какой церкви и приказал бы своему духовенству совершить обряд погребения с должною честию. К сожалению ответ епископа был недостоин его сана. Он отказал в погребении священника по той единственно причине, что покойный не признавал власти папы и не был в зависимости от его святейшества. <...> По необходимости, обряд погребения совершил, как умел, тот же баталер; тело погребено было на особом кладбище, отведенном для прежде умерших матросов».
Место захоронения: Испания, г. Редондела, кладбище для матросов в местечке Портелла
Источник: Записки морского офицера, в продолжении кампании на Средиземном море под начальством вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина, от 1805 по 1810 год : В 4 ч. 2-е изд. Ч. 4. СПб. : Тип. Имп. Российской акад., 1837. С. 330 Автор: Броневский В. Б.

Фёдор (Хандалеев), ум. 16.05.1905 г., иеромонах, судовой священник крейсер 1-го ранга «Светлана»
История: Скончался в Сасебо от ран полученных в Цусимском сражении
Место захоронения: Япония, г. Сасебо

Феофан, ум. 22.03.1860 г., иеромонах Александро-Невской лавры, судовой священник
Последнее место службы: при церкви русского винтового военного корабля «Гангут»
Место захоронения: Италия, г. Неаполь, Старое Английское кладбище, участок Е, № могилы 65 (старый) и 184 (новый)

Сергей Телешов, 18 апреля 2019 года Санкт-Петербург

Комментарии  

0 #1 AlexN 19.04.2019 08:32
Алексей (Раевский), ум. 31.03.1904 г., судовой священник флагмана 1-й Тихоокеанской эскадры броненосца «Петропавловск»
История: Погиб вместе с кораблём при обороне Порт-Артура
Место захоронения: Китай, Тихий океан, Жёлтое море, в 2,5 милях от берега на глубине около 36 метров
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

5 1 1 1 1 1 (4 оценили статью)
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30