Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Баранов Николай Михайлович 1837 -1901

Баранов Николай Михайлович 1837 -1901 12 Май 2018 13:26 #70331

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 6124
  • Спасибо получено: 21
  • Репутация: 7
Баранов Николай Михайлович, р. 25 июля [6 августа] 1837, ум. 30 июля [12 августа] 1901 года.
Сенатор, Санкт-Петербургский градоначальник (1882), губернатор Архангельска и генерал-губернатор Нижнего Новгорода, прославившийся как командир парохода «Веста» в бое с турецким броненосцем 11-го июля 1877 г., на Черном море, близ турецкого порта Кюстенджи.

Последнее редактирование: 14 Май 2018 12:18 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Баранов Николай Михайлович 25.07[06.08]1837 -30.07[12.08]1901 12 Май 2018 13:27 #70332

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 6124
  • Спасибо получено: 21
  • Репутация: 7
Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга

С ним погребены:
дочь Ольга Николаевна Баранова † 4 декабря 1909
супруга Александра Ивановна Баранова † 23 апреля 1910

Исторический план 1885 г. - 53 участок, СН, 14 лист, могилы 43-44.
План 1992 г. - участок 9

Последнее редактирование: 12 Май 2018 14:29 от poison.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Баранов Николай Михайлович 25.07[06.08]1837 -30.07[12.08]1901 12 Май 2018 14:22 #70333

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 6124
  • Спасибо получено: 21
  • Репутация: 7
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Баранов Николай Михайлович 25.07[06.08]1837 -30.07[12.08]1901 14 Май 2018 12:21 #70339

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • на форуме
  • Сообщений: 29487
  • Спасибо получено: 29
  • Репутация: 15
Баранов Николай Михайлович – флигель-адъютант, капитан 2-го ранга, прославившийся как командир парохода «Веста» в бое с турецким броненосцем 11-го июля 1877 г., на Черном море, близ турецкого порта Кюстенджи.
Баранов поступил в службу в 1854 г., произведён в мичманы в 1856 г. и в капитан-лейтенанты в 1871 г. В конце шестидесятых годов Б. предложил правительству устроенное им, заряжающееся с казенной части ружье, которое и было введено в употребление во флоте, под именем барановского ружья. Много деятельности посвящено Барановым Морскому музею, который своим устройством обязан преимущественно ему. Перед войною Б. занимался над учреждением общества «Гидротехник», задачею которого поставлено было очищение фарватеров рек помощью особых приборов. По объявлении турецкой войны он отправился в Черное море охотником. 28-го июня в Николаеве был произведен главным командиром черноморского флота и портов, окончательный осмотр вновь приобретённому от Русского общества пароходства и торговли пароходу «Веста», обращенному в крейсер. Пароход этот, вооруженный нарезными мортирами, орудиями и минами, увеличил собою число русских судов активной обороны. Экипаж его от командира (капитан-лейтенанта Баранова) до последнего матроса состоял из охотников. На следующей день «Веста» была отправлена в Севастополь для окраски подводной части и 29-го июня вечером прибыли в Севастополь из Николаева Императорская яхта «Ливадия» и пароход «Веста», на котором находился известный сборный отряд моряков. «Ливадия» и «Веста», следуя в Севастополь, неприятельских судов в море не видели. 10-го июля «Веста» вышла из Одессы и на другой день, близ Кюстенджи, встретилась с сильно вооруженным турецким броненосцем. Остановим теперь наше внимание на некоторых подробностях боя парохода «Веста» с этим турецким броненосцем. Пароход «Веста» – это обыкновенный коммерчески винтовой пароход, со стенками толщиною менее одного дюйма. Вооружение «Весты» состояло преимущественно из мортир девятифунтового калибра, одной митральезы, двух скорострельных орудий и прибора для автоматической стрельбы. Митральеза и прибор для автоматической стрельбы во время боя бездействовали, так-как последний был поврежден в начале боя. Команда «Весты» состояла из 150 человек охотников; на броненосце же командовали просвещенные и опытные моряки-англичане, на столько бесцеремонные, что во все время битвы, оставались в английской военной форме. Завязался бой. Очевидец славного боя «Весты» с турецким монитором, В. П. Мельников, писал из Севастополя: «В 8-м часу утра (11-го июля), находясь в 35 милях от Кюстенджи, на горизонте за виделся дым. – «Смотреть какое судно», раздался голос вахтенного, и все население «Весты», незанятое работою, пристально смотрело в красную даль. Быстро подняли пары в котлах машины и заворочался штурвал – брали курс, чтоб отрезать встречное судно от берега. По предположению командира это было неприятельское коммерческое или слабо вооруженное военное судно. Но, идя нос в нос, определить, кого видим, было трудно, и оказалось, что встретили большой турецкий броненосный таран, который, как говорится, недолго думая, поднял турецкий флаг и послал нам выстрел. Готовые к бою грянули два наши носовые орудия, быстро повернули рулевые пароход наш к неприятелю кормою, так как в нашей выгоде было действовать тремя кормовыми шести-дюймовыми мортирами и одним девятифунтовым нарезным орудием. Завязался бой, бой страшный. С визгом и треском летели за нами, вперед нас и возле, делая рикошет в воде, бомбы; как горох сыпалась в воду картечь. Посылка нам снарядов от неприятеля шла по диаметральной плоскости. Адский треск на полете кувыркающихся в воздухе бомб был ужасен. Грохот пальбы наших орудий, кипучая работа на палубе по подаче снарядов, команда командира с мостика, звякающий разрыв в воздухе картечных снарядов и как будто демонический шепот падающих в воду картечь, преследовали нас. Первые три часа прошли сравнительно хорошо: лишь рангоут пострадал. Расходившееся в море волнение, видимое превосходство в ходе броненосца-тарана с его шеком, постоянные маневры его стать лагом к нам и стрельба залпами, были зловещи. Спокойно и сосредоточенно следил за неприятелем командир наш, стоя на мостике и ставя «Весту» кормою к броненосцу; но одиннадцати узловой ход наш был слишком заметен и не обещал ничего хорошего. Противник лежал на нас с видимыми намерением таранить или свалиться на абордаж. Бессилие хода нашего было слишком заметно нам самим. Оставалось одно средство – спустить минные катера и бросить кормовую мину. Но зыбь моря делала этот маневр сомнительными. Только развели пары катеров, как бомба неприятеля разбила вельбот командира, пробила шрапнелью один катер, врезалась в борт парохода и произвела, пожар в моей каюте, разбитой вдребезги. Масса человеческих тел, частей черепов и членов в донельзя страшном виде покрыла палубу; убиты артиллеристы: подполковник Чернов и прапорщик Яковлев; ранен другою бомбою лейтенант М. П. Перелешин; осыпан картечью и обозжон лейтенант Кротков и еще часть команды. Все сразу, все вдруг. Тут же штуртрос погнулся и не слушает штурвала. Но благодаря Бога, последнее скоро найдено и исправлено. Настигающий неприятель подходит на ружейный выстрел и ведет стрельбу ружьями. На нем оказывается войско. Начинающий такую же стрельбу командир на мостике с двумя стрелками, в момент лишается их. Рвущиеся в воздухе бомбы осыпают осколками всю корму парохода, пароходную трубу, пробивают трубу свистка, защищенный тюфяками машинный люк. Одно орудие подбито первою бомбою неприятеля. Последние средства оставались у нас – абордаж и подъем парусов в подспорье машины; но только-что подняли их, как бомбы пробили кливера; пришлось их спустить. Команда наша решительно изнемогла от солнечного зноя и работы, и тут то «вывезла» находчивость командира: немедленно все небольшое количество легкого вина было взято из буфета и роздано усиленно работавшим матросам у орудий и в других местах. Ожили наши храбрецы! И вот в этот-то страшный час принявшему на себя команду по стрельбе, лейтенанту Рождественскому, удаются три выстрела из кормовой мортиры: у неприятеля виден взрыв в кормовой части; он останавливается на несколько минут, а потом быстро уходит от нас, беря право руля. Мы не прекращали стрельбы и 11-ть выстрелов послали вдогонку. Повреждение и побег броненосца были слишком явны. Со слезами радости пропетое нами «Отче наш», а за ним троекратное «ура» были апофеозом морского сражения слабого русского парохода «Веста» с турецким броненосцем. Бой длился пять часов! Разрушен борт парохода, не имеющий даже фальшборта, разбита одна из больших кают (где помещался я и еще два волонтера), два орудия подбиты, на палубе страшная масса не тел человеческих, а разных частей их в общей куче, полная кают-компания раненых, повсюду кровь людская; обессилевший от работы и нервных потрясений врач. Одна из кают офицеров занята мертвыми. Как оспою, испещренная осколками–шрапнелями корма, расшатанные и разбитые каюты под мостиком и умирающий Перелешин в одной из них, разбитый вельбот командира, качающиеся на шлюп-балках во все стороны поврежденные катера и наконец изнеможенная команда, оставшаяся в живых. Нелегко было переживать эти 300 минут. Ближайший порт – Севастополь, а воображению представляется новое горе – минные заграждения: придем ночью, не узнают и кончат с нами свои же. Долго лавируя ночью у севастопольского берега, мы были замечены дежурным пароходом, наши сигнальные огни и фальшфейера узнаны, и проведенные сквозь мины мы, в шесть часов утра, 12-го июля, пристали к таможенной пристани в южной севастопольской бухте. Здесь мы пришли к заключению, что сражавшееся с нами судно более всего походило на тип турецких корветов – таранов с двоякою системою установки орудий: десяти или одиннадцати дюймового калибра на носу в башне, четырех орудий девяти-дюймовых в среднем блокгаузе и нескольких четырех или девяти-фунтовых. Стрельба из ружей на неприятельском судне была страшная. На нем стоял какой-то зеркальный прибор, управляемый людьми в одежде не турецкого покроя, а скорее европейского; кепи и синяя куртка – не турецкий костюм. Некоторых из стоявших около прибора (зеркального) мы сбили. Но фески на броненосце преобладали. Снаряды, долетавшие к нам, были: бомбы от трех до 11-ти дюймов, шрапнель, ружейные пули и картечь. По примерному вычислению оказывается, что вес залпа неприятельских орудий из казематов, равнялся 162-м пудам, а вес открытой батареи «Весты» 12-ти пудам. Ход турецкого судна был равен 13-ти узлам; наш ход – с небольшим одиннадцати. Потеря оказалась следующая: офицеров убито двое, тяжело ранено двое, легко – четыре, в том числе командир. Нижних чинов убито девять, ранено 16. Пароход сильно избит: две пробоины в корпусе, а 10-ти или 11-ти-дюймовая бомба, пробив палубу, лопнула в кормовом кубрике и произвела пожар над пороховым и бомбовым погребами. Пожар был потушен быстро. Офицеры, команда и волонтеры, вели себя с необыкновенным геройством. Кроме пуль и мелких снарядов, в неприятеля попали, навесным огнем, три мортирные бомбы, из коих одна лопнула в кормовой части, другая не разорвалась, а третья лопнула в башне и тем решила бой. 12-го июля с рассветом пароход «Веста» прибыл благополучно в Севастополь. 12-го июля, утром, главный командир черноморского флота и портов, получив из Севастополя телеграмму командира парохода «Веста», Баранова, о блистательном сражении парохода с турецким броненосцем, ответил капитан-лейтенанту Баранову: «С искреннею радостью приветствую вас с первым молодецким делом. Благодарение Богу, все окончилось с честью для русского имени, для флота, для вас, офицеров и команды. Без жертв такие дела не совершаются, а потому, помолясь за убитых, торжествую с остальными. Сейчас доношу Государю Императору. Поспешите экстренно телеграфировать имена убитых и раненых, и скорее присылайте подробное донесение с курьером. Горячо благодарю вас, офицеров и команду. Все вы внесли в историю русского флота новую блестящую страницу. Да хранит всех вас Господь Бог для новых геройских подвигов!». Суда активной обороны черноморского флота, пароходы: «Веста» и «Владимир» были отправлены в 10-ти дневное крейсерство, с 20-го по 30-е августа, к кавказским берегам, и в обязанность командира парохода «Веста» флигель-адъютанта Б, вменялось: 1) принять больных и раненых воинов из местечек Гагры и Судауд и доставить их в Новороссийск; 2) принять батальон пехоты из Гагры и доставить в Туапсе и 3) принять известного боевого генерала Шелковникова из местечка Сандрипис и доставить в Новороссийск. Все это было выполнено пароходами «Веста» и «Владимир» в виду неприятельского флота, потому-что когда принимали на пароход десант, то за мыском виднелись огни: это были зажженные фальшвеера на турецких судах, которые показывали друг другу место.
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 14 Май 2018 22:10 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Баранов Николай Михайлович 25.07[06.08]1837 -30.07[12.08]1901 14 Май 2018 12:22 #70340

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • на форуме
  • Сообщений: 29487
  • Спасибо получено: 29
  • Репутация: 15
Изменники-Абхазцы зажгли костры на кавказских высотах и дали сигнал турецкой эскадре, что пароходы принимают десант, и наши окончили свое дело только по близорукости турок. Во время крейсерства по ночам, они стояли через две вахты в третью, потому что стояли по два флотских офицера, один на мостике, другой на баке. Десять дней погуляли по Черному морю, но сделали свое дело. Перевезли 700 человек десанта в виду неприятельского флота, да кроме того раненых и больных, на 2-х пароходах — дело не легкое в военное время. В приказе главного командира черноморского флота и портов, от 30-го августа читаем: "Вследствие телеграммы генерал-майора Шелковникова, от 24-го августа, обратившегося ко мне с просьбою дать в его распоряжение пароходы для перевозки по береговой лиши больных и раненых, я послал для этой цели пароходы "Веста" и "Владимир". 27-го августа флигель-адъютант капитан 2-го ранга Баранов, прибыв в Гагры, доносит мне телеграммою, что пароходы "Веста" и "Владимир", взяв из Гудаута раненых и склад турецкого оружия, пришли в Гагры, благополучно, миновав ночью турецкие броненосцы. В Гаграх, приняв генерал-майора Шелковникова, партию раненых и батальон солдат, оба парохода прибыли благополучно в Туапсе. Затем 28-го августа генерал-майор Щелковников, телеграммою ив Новороссийска, выражает глубочайшую признательность за посланные мною пароходы "Веста" и "Владимир", которые в Гудаутах, Гагре и Туапсе забрали больных и раненых, туапсинский батальон с тяжестями, начальника отряда с его штабом, и, искусно миновав ночью неприятельские броненосцы, переговаривавшиеся между собою ночными сигналами, доставили всех благополучно в Вельяминовское укрепление и в Новороссийск. С особенным удовольствием объявляя по вверенному мне флоту о чрезвычайно скором и успешном исполнении этого дела, совершенного пароходами "Веста" и "Владимир", выражаю мою искреннейшую благодарность за отличную распорядительность командирам этих пароходов: флигель-адъютанту капитану 2-го ранга Баранову и капитан-лейтенанту Снетову". — 20-го ноября Баранов получил командование пароходом "Россия". Находясь в крейсерстве, пароход "Россия" на пути от Босфора к Пендераклии, приблизился к ней ночью, в виду произвести рано утром атаку, но с рассветом, заметив в море дым, значительность которого указывала большое судно, изменил свой курс, взял несколько мористее, чтобы, при встрече с более сильным противником, сохранить за собою свободу действий и не быть прижатым к берегу. В 8 ч. утра 13-го декабря ясно обозначился корпус трех-мачтового винтового судна, шедшего прямо на пароход "Россия", который поднял свой флаг и подойдя ближе, сделал выстрел по носу встреченного судна, которое, не поднимая флага, изменило свой курс и бросилось в берег. С "России" дан был ещё выстрел и затем она стала прижимать пароход в бухту. После этого на турецком пароходе на несколько мгновений был поднят трех-полосный флаг. Опасаясь продлить погоню до Пендераклии, флигель-адъютант Баранов решил покончить с этим пароходом и, приблизившись ещё, послал ему 8-ми дюймовую бомбу, которая легла в плотную и заставила его остановить ход. После сего "Россия" стала еще более приближаться к нему и командиром парохода послан был на паровом катере лейтенант Зарин сделать осмотр парохода и его бумаг, имея в виду, в случае сопротивления, сосредоточенным залпом уничтожить его. Через несколько минут на пароходе взвился турецкий флаг, тот час заменившийся русским, под которым поднят был турецкий. Овладев таким образом пароходом и приблизительно приведя в известность находящееся на нем, оказалось, что, кроме команды, взят целый табор анатолийского низама с командиром, штаб-офицером и десятью обер-офицерами, всего военно и просто пленных 700 человек. Временным командиром приза назначен старший офицер, Сутковой. На следующей день утром пароход "Россия" вместе со взятым им призом прибыл в Севастополь. Взятый пароходом "Россия" приз оказался бывший французский пакетбот "Cheliff", приобретенный турецким правительством, наименованный "Мерсин" и переданный частному обществу Максусе для почтовых сообщений между Батумом и Константинополем. На приз немедленно была отправлена команда и с него начали перевозить пленных на пароход "Россия". В это самое время показался на горизонте дым, который стал быстро приближаться. Минута была весьма критическая, предполагая, что усмотренный дым мог предвещать приближение сильного неприятеля, на пароходе "Мерсин" стало заметно возбужденное движете со стороны турецких пленных, что вызвало капитана 2-го ранга Суткового спустить поспешнее их в трюмы, с угрозою, в случае неисполнения приказания, принять решительные меры, а флигель-адъютант Баранов подошел с пароходом "Россия" в плотную к борту "Мерсина", чтобы закрыть его от приближающегося судна, если б оно оказалось сильный броненосец. В таком порядке пароходы "Россия" и "Мерсин" продолжали идти до тех пор, пока открывшийся корпус обозначил, что видимое судно было двухмачтовый пароход. Основываясь на показаниях шкипера парохода "Мерсин" и взятого в плен капитана-лейтенанта яхты "Иззедин", можно было предполагать, что приближавшийся пароход — второй турецкий транспорт, за которым должен был следовать конвоир-броненосец. Броситься на завладение вторыми призом, оставив первый под охраною незначительной нашей команды, в виду неприятельского берега и могущего появиться сильного броненосца, не представлялось никакой возможности, а потому флигель-адъютант Баранов решился следовать в море, взяв курс па Керчь. Показавшийся же другой пароход лег вдоль берега по направлению к Пендераклии. Б. произведен за отличие, в деле против неприятеля, из капитанов 2-го ранга в капитаны 1-го ранга со старшинством, со дня взятия турецкого парохода с десантом, 13-го декабря, с оставлением в звании флигель-адъютанта.
После увольнения со службы, в начале 1881 года Баранов был назначен исполняющим должность губернатора Ковенской губернии.
После убийства императора Александра II в марте-августе 1881 занял пост петербургского градоначальника, для борьбы с террором «Народной воли». Его кандидатуру Александру III посоветовал обер-прокурор К. П. Победоносцев
В 1882—1897 нижегородский губернатор. С 1897 года — сенатор.
Умер 30 июля 1901 г. за границей, похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. Надгробие не сохранилось.



.
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 15 Май 2018 10:34 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Баранов Николай Михайлович 25.07[06.08]1837 -30.07[12.08]1901 14 Май 2018 12:33 #70341

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • на форуме
  • Сообщений: 29487
  • Спасибо получено: 29
  • Репутация: 15
Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь



.
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Баранов Николай Михайлович 25.07[06.08]1837 -30.07[12.08]1901 14 Май 2018 12:39 #70342

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • на форуме
  • Сообщений: 29487
  • Спасибо получено: 29
  • Репутация: 15
Судковский Р. Г. 1881, «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года»



Айвазовский И. К. 1887, «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года»



Боголюбов, А. П., «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года»


.
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 14 Май 2018 12:41 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Баранов Николай Михайлович 1837 -1901 16 Май 2018 12:45 #70346

  • Dobrohot
  • Dobrohot аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 286
  • Спасибо получено: 2
  • Репутация: 0
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31