Могила старшего матроса ПМ-156 Ю. В. Редькина, погибшего при исполнении в 1973 году Читтагонг
Название: Russian mariner's tomb
Адрес: Redkin Point, Chittagong, Bangladesh
Описание Генконсульства России (подробнее см. ссылки):
13 июля 1973 г. при исполнении служебных обязанностей в Читтагонге погиб старший матрос Юрий Викторович Редькин, старший машинист-трюмный плавмастерской ПМ-156.
Советские моряки осуществляли по просьбе правительства Бангладеш разминирование порта.
Ю.В.Редькин был похоронен здесь же, в Читтагонге на мысе Патенга. Сейчас место его захоронения носит название "стрелка Редькина" и находится на территории военно-морской академии, курсанты которой следят за его состоянием. В 1984 году над могилой Ю.В.Редькина был поставлен обелиск.
Ежегодно в день рождения матроса, 18 декабря, на стрелке Редькина проходит торжественная церемония возложения венков на могилу матроса, в которой принимают участие представители Генерального консульства России в Читтагонге, руководства академии, городской администрации. Могилу регулярно посещают высшие должностные лица Бангладеш, российские граждане, отдавая должное памяти.
В ходе вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном в 1971 г. на месте Восточного Пакистана возникло государство Бангладеш.
С первых же дней независимости над страной нависла реальная угроза голода. Молодая республика оказалась не в состоянии ни прокормить многомиллионное население, ни принимать гуманитарные грузы, из-за того, что порты и фарватеры были частично перекрыты затопленными судами, а подходы со стороны моря – минированы. В результате боев было затоплено 150 судов, из них восемнадцать сильно затрудняли судоходство. Четырнадцать лежали на грунте в районе Читтагонга и четыре в районе Чална.
Советский Союз был одним из первых кто оказал новому государству помощь, уже 10 февраля 1972г. в порт Читтагонг пришел первый советский теплоход "Сальск" с рисом, а в порт Чална - теплоход "Партизанская искра" с продовольствием. Курс на Бангладеш взяли еще несколько теплоходов.
3 марта 1972 года самолет президента НРБ шейха Муджибура Рахмана совершил посадку в Москве. Бенгальский лидер встретился с Леонидом Брежневым, побывал у министра обороны Маршала Советского Союза А. Гречко и обратился к советскому руководству с просьбой помочь освободить порты его страны от затопленных кораблей и протралить минные поля. 6 марта командование Тихоокеанского флота получило директиву с указанием срочно готовить экспедицию для разминирования Бенгальского залива и подъема затонувших судов. Одновременно из Москвы в Читтагонг прямым авиарейсом была направлена группа экспертов, в состав которой вошли минеры ВМФ, сотрудники 40-го Государственного института аварийно-спасательного и глубоководного водолазного дела, а также представители гражданской организации "Совсудоподъем" Министерства морского флота СССР.
Для выполнения этих работ сформировали экспедицию особого назначения ЭОН-12, подчиненную командующему Тихоокеанским флотом, с дислокацией в порту Читтагонг.
В состав ЭОН были включены: четыре тральщика, 6 малых катерных тральщиков, аварийно-спасательное судно, 4 морских буксира, танкер, плавмастерская, 2 киллектора, плавкран "Севастополец" (поднимающий грузы до 100 т), гидрографический промерный бот, разъездной и десантный катера.
Корабельный состав отряда в 1973 году пополнился плавмастерской "ПМ-156", она была только что построена в Польше и совершала переход с Балтики на ТОФ. Но по приказу Главкома её свернули с пути и завернули в Бангладеш для участия в расчистке порта Читтагон.
За 26 месяцев работ экспедицией поднято 26 затонувших судов суммарным водоизмещением около 100 тысяч тонн. При чем были подняты даже суда, затонувшие более пятидесяти и ста лет назад и те суда, которые тонули в период нашего пребывания в Бангладеш с марта 1972 года по май 1974 года. Кроме ранее упомянутых кораблей подняты - сухогрузный пароход "Сурма" (Surma 5890 брт), танкер "Эссо-Арк" в 1500 тонн, судно "Джалдака" 800 тонн, две баржи "Бэтти" из трюмов которых поднято 1900 тонн гофрированного железа в пакетах. Из всех поднятых судов 7 единиц были пригодны для восстановления. В результате расчистки порта от затонувших судов освободились для нормальной эксплуатации 12 причалов. Поднятые и выставленные на берег суда бенгальцы порезали на мартеновский габарит и продали японцам за 10 млн. долларов.
Источники:
s41po45.crowdmap.com/reports/view/551
flot.com/history/events/bangladeshoperation-2/
.