Храм Казанской иконы Божией Матери - православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии, который был построен в конце XVIII века в усадьбе Ярополец по инициативе её владельца, графа Захара Чернышева. Уникален в истории русской архитектуры тем, что состоит из двух симметричных объемов-«близнецов».
Расположен в селе Ярополец Волоколамского района Московской области. Главный престол был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы - в честь пророка Захарии, в честь праведной Анны (не сохранились). По состоянию на 2006 год находился в руинированном состоянии.
В 1760-1770 годах в Яропольце, известный военачальник времён Семилетней войны, граф Захар Григорьевич Чернышёв создал на территории своего имения роскошный дворцово-парковый ансамбль.
В алтаре Казанской церкви до 1941 года хранился символический ключ от Берлина, привезённый в Ярополец Чернышёвым.
В начале 20 века в усыпальницу Казанского храма были перенесены останки графа Чернышова. До этого момента они находились в Ильинской церкви села Ильинское - еще одном владении Чернышовых.
Усыпальница была расположена в самой западной части храма. Здесь, в помещении апсиды начинался спуск в склеп, который закрывался большой съемной плитой.
Над местом погребения было установлено монументальное каменное надгробие, остатки которого сохранились до настоящего времени.
В начале 20 века в усыпальницу Казанского храма были перенесены останки графа Чернышова. До этого момента они находились в Ильинской церкви села Ильинское - еще одном владении Чернышовых.
Усыпальница была расположена в самой западной части храма. Здесь, в помещении апсиды начинался спуск в склеп, который закрывался большой съемной плитой.
Над местом погребения было установлено монументальное каменное надгробие, остатки которого сохранились до настоящего времени.
У основания пирамиды находился постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями. Чуть выше был расположен мраморный блок полукруглой формы с фризовой аллегорической композицией в «античном стиле».
На мраморном блоке был установлен саркофаг цветного мрамора, по обеим сторонам которого располагались две аллегорические фигуры, символизирующие Печаль и Славу.
И, наконец, венчало композицию замечательное портретное профильное изображение Чернышёва белого мрамора, расположенное в медальоне чёрного мрамора.
Интересным фактом является то, что практически ни одна из перечисленных выше частей композиции в усыпальнице установлена не была. В неё поместили только большую пристенную пирамиду и два овальных рельефных изображения у её основания.
Рельеф в «античном стиле» был заменён на простую мемориальную плиту, а портретное профильное изображение Чернышёва заменили на другое, работы Ф. И. Шубина.