Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь

Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь 25 Апр 2017 20:28 #69093

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • на форуме
  • Сообщений: 31442
  • Спасибо получено: 136
  • Репутация: 17
Братская могила моряков парохода «Веста» - Севастополь

Находится на территории бывшего Михайловского (Вестинского) кладбища. В братской могиле похоронены двенадцать офицеров и матросов парохода «Веста», погибшие 11 июля 1877 года в бою с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд».
Построили пароход в 1858 году, он принадлежал Русскому обществу пароходства и торговли, затем его приобрело Морское ведомство и вооружило. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов экипаж парохода повторил подвиг моряков брига «Меркурий». Находясь в крейсерстве, вестинцы встретились с броненосцем «Фетхи-Буленд».

Вооружённые только пятью 6-дюймовыми мортирами, несмотря на абсолютное превосходство неприятеля, экипаж парохода под командованием капитан-лейтенанта Н.М. Баранова пять с половиной часов вёл неравный бой. Они нанесли турецкому броненосцу серьёзное повреждение и вынудили его покинуть место сражения. В этом бою впервые в мире русские применили гальваническую систему автоматической стрельбы из орудий. Управлял ею подполковник морской артиллерии К.Д. Чернов, погибший в сражении.
«Веста» вернулась в Севастополь, павших в бою похоронили на Северной стороне рядом с героями первой обороны города.

Командира парохода наградили орденом Св. Георгия 4-й степени, все офицеры были также удостоены орденов, досрочно получили следующие чины и пожизненную пенсию, а нижние чины - знак Военного ордена.
В 1880 году на братской могиле соорудили памятник (скульптор П.О. Брукальский). Это массивный гранитный крестообразный рустованный пилон на ступенчатом стилобате. На фасаде - накладное изображение креста из тёмного полированного гранита и двух орудийных стволов, поставленных в виде колонн. По периметру основания пилона вмонтированы чугунные ядра, а на плитах из чугуна - мемориальные надписи и фамилии погибших.

Иван Айвазовский посвятил картину «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд»
.
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 26 Апр 2017 11:00 от Dobrohot.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь 25 Апр 2017 20:31 #69094

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • на форуме
  • Сообщений: 31442
  • Спасибо получено: 136
  • Репутация: 17
Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь






Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 14 Май 2018 12:37 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь 26 Апр 2017 11:07 #69099

  • Dobrohot
  • Dobrohot аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 786
  • Спасибо получено: 147
  • Репутация: 0
Судковский Р. Г. 1881, «Бой парохода „Веста“ с турецким броненосцем „Фетхи-Буленд“ в Чёрном море 11 июля 1877 года»



Айвазовский И. К. 1887, «Бой парохода „Веста“ с турецким броненосцем „Фетхи-Буленд“ в Чёрном море 11 июля 1877 года»



Боголюбов, А. П., Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года

Последнее редактирование: 26 Апр 2017 11:09 от Dobrohot.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь 26 Апр 2017 12:07 #69100

  • AlexN
  • AlexN аватар
  • на форуме
  • Сообщений: 31442
  • Спасибо получено: 136
  • Репутация: 17
Именной список

01. Белый Филипп † 11.07.1877 матрос 1-й статьи
Место службы: 1-й Черноморский Экипаж
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: погиб в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года

02. Евтеев Владимир † 11.07.1877 матрос 1-й статьи
Место службы: ...........
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: погиб в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года

03. Киященко Фёдор † 11.07.1877 матрос 2-й статьи
Место службы: 1-й Черноморский Экипаж
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: погиб в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года

04. Лаптев Семён † 11.07.1877 матрос 2-й статьи
Место службы: 1-й Черноморский Экипаж
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: погиб в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года

05. Мирошников Григорий † 11.07.1877 машинист 1-й статьи
Место службы: 1-й Черноморский Экипаж
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: погиб в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года

06. Носков Николай † 11.07.1877 стрелок 1-го разряда
Место службы: ...........
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: погиб в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года

07. Павленко Иван † 11.07.1877 матрос 2-й статьи
Место службы: 1-й Черноморский Экипаж
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: погиб в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года

08. Перелешин Михаил Платонович 1847 - 11.07.1877 лейтенант
Место службы: 2-й Балтийский Экипаж
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: смертельно ранен (оторвало ядром ногу) в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года

09. Устинов Михаил † 11.07.1877 кочегар 1-го разряда
Место службы: ...........
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: погиб в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года

10. Цветков Иосиф † 11.07.1877 комендор 1-го разряда
Место службы: ...........
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: погиб в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года

11. Чернов Константин Давыдович 1842 - 11.07.1877 подполковник морской артиллерии
Происхождени: из дворян Гродненской губернии
Место службы: Корпус морской артиллерии
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: убит в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года
Примечание: Во время русско-турецкой войны «в виду установки мортир на некоторых судах Черноморского флота командирован в Севастополь для устройства автоматической стрельбы на этих судах из мортир», добровольно принял участие в экспедиции парохода «Веста».

12. Яковлев Андрей Никифорович † 11.07.1877 прапорщик морской артиллерии
Место службы: 1-й Черноморский Экипаж
Последнее место службы: вооруженный пароход «Веста»
Судьба: убит в бою с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» 11 июля 1877 года
.
Да в чадах к Родине любовь зажгут отцов могилы!
Последнее редактирование: 26 Апр 2017 16:22 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь 26 Апр 2017 16:46 #69102

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 7589
  • Спасибо получено: 664
  • Репутация: 10
Баранов Николай Михайлович – флигель-адъютант, капитан 2-го ранга, прославившийся как командир парохода «Веста» в бое с турецким броненосцем 11-го июля 1877 г., на Черном море, близ турецкого порта Кюстенджи. Баранов поступил в службу в 1854 г., произведён в мичманы в 1856 г. и в капитан-лейтенанты в 1871 г. В конце шестидесятых годов Б. предложил правительству устроенное им, заряжающееся с казенной части ружье, которое и было введено в употребление во флоте, под именем барановского ружья. Много деятельности посвящено Барановым Морскому музею, который своим устройством обязан преимущественно ему. Перед войною Б. занимался над учреждением общества «Гидротехник», задачею которого поставлено было очищение фарватеров рек помощью особых приборов. По объявлении турецкой войны он отправился в Черное море охотником. – 28-го июня в Николаеве был произведен главным командиром черноморского флота и портов, окончательный осмотр вновь приобретённому от Русского общества пароходства и торговли пароходу «Веста», обращенному в крейсер. Пароход этот, вооруженный нарезными мортирами, орудиями и минами, увеличил собою число русских судов актив¬ной обороны. Экипаж его от командира (капитан-лейтенанта Баранова) до последнего матроса состоял из охотников. На следующей день «Веста» была отправлена в Севастополь для окраски подводной части и 29-го июня вечером прибыли в Севастополь из Николаева Императорская яхта «Ливадия» и пароход «Веста», на котором находился известный сборный отряд моряков. «Ливадия» и «Веста», следуя в Севастополь, неприятельских судов в море не видели. 10-го июля «Веста» вышла из Одессы и на другой день, близ Кюстенджи, встретилась с сильно вооруженным турецким броненосцем. Остановим теперь наше внимание на некоторых подробностях боя парохода «Веста» с этим турецким броненосцем. Пароход «Веста» – это обыкновенный коммерчески винтовой пароход, со стенками толщиною менее одного дюйма. Вооружение «Весты» состояло преимущественно из мортир девятифунтового калибра, од¬ной митральезы, двух скорострельных орудий и прибора для автоматической стрельбы. Митральеза и прибор для автоматической стрельбы во время боя бездействовали, так-как последний был поврежден в начале боя. Команда «Весты» состояла из 150 человек охотников; на броненосце же командовали просвещенные и опытные моряки-англичане, на столько бесцеремонные, что во все время битвы, оставались в английской воен¬ной форме. Завязался бой. Очевидец славного боя «Весты» с турецким монитором, В.П. Мельников, писал из Севастополя: «В 8-м часу утра (11-го июля), находясь в 35 милях от Кюстенджи, на горизонте за виделся дым. – «Смотреть какое судно», раздался голос вахтенного, и все население «Весты», незанятое работою, пристально смотрело в красную даль. Быстро подняли пары в котлах машины и заворочался штурвал – брали курс, чтоб отрезать встречное судно от берега. По предположению командира это было неприятельское коммерческое или слабо вооруженное военное судно. Но, идя нос в нос, определить, кого видим, было трудно, и оказалось, что встретили большой турецкий броненосный таран, который, как говорится, недолго думая, поднял турецкий флаг и послал нам выстрел. Готовые к бою грянули два наши носовые орудия, быстро повернули рулевые пароход наш к неприятелю кормою, так как в нашей выгоде было действовать тремя кормовыми шести-дюймовыми мортирами и одним девятифунтовым нарезным орудием. Завязался бой, бой страшный. С визгом и треском летели за нами, вперед нас и возле, делая рикошет в воде, бомбы; как горох сыпалась в воду картечь. Посылка нам снарядов от неприятеля шла по диаметральной плоскости. Адский треск на полете кувыркающихся в воздухе бомб был ужасен. Грохот пальбы наших орудий, кипучая работа на палубе по подаче снарядов, команда командира с мостика, звякающий разрыв в воздухе картечных снарядов и как будто демонический шепот падающих в воду картечь, преследовали нас. Первые три часа прошли сравнительно хорошо: лишь рангоут пострадал. Расходившееся в море волнение, видимое превосходство в ходе броненосца-тарана с его шеком, постоянные маневры его стать лагом к нам и стрельба залпами, были зловещи. Спокойно и сосредоточенно следил за неприятелем командир наш, стоя на мостике и ставя «Весту» кормою к броненосцу; но одиннадцати узловой ход наш был слишком заметен и не обещал ничего хорошего. Противник лежал на нас с видимыми намерением таранить или свалиться на абордаж. Бессилие хода нашего было слишком заметно нам самим. Оставалось одно средство – спустить минные катера и бросить кормовую мину. Но зыбь моря делала этот маневр сомнительными. Только развели пары катеров, как бомба неприятеля разбила вельбот командира, пробила шрапнелью один катер, врезалась в борт парохода и произвела, пожар в моей каюте, разбитой вдребезги. Масса человеческих тел, частей черепов и членов в донельзя страшном виде покрыла палубу; убиты артиллеристы: подполковник Чернов и прапорщик Яковлев; ранен другою бомбою лейтенант М.П. Перелешин; осыпан картечью и обозжон лейтенант Кротков и еще часть команды. Все сразу, все вдруг. Тут же штуртрос погнулся и не слушает штурвала. Но благодаря Бога, последнее скоро найдено и исправлено. Настигающий неприятель подходит на ружейный выстрел и ведет стрельбу ружьями. На нем оказывается войско. Начинающий такую же стрельбу командир на мостике с двумя стрелками, в момент лишается их. Рвущиеся в воздухе бомбы осыпают осколками всю корму парохода, пароходную трубу, пробивают трубу свистка, защищенный тюфяками машинный люк. Одно орудие подбито первою бомбою неприятеля. Последние средства оставались у нас – абордаж и подъем парусов в подспорье машины; но только-что подняли их, как бомбы пробили кливера; пришлось их спустить. Команда наша решительно изнемогла от солнечного зноя и работы, и тут то «вывезла» находчивость командира: немедленно все небольшое количество легкого вина было взято из буфета и роздано усиленно работавшим матросам у орудий и в других местах. Ожили наши храбрецы! И вот в этот-то страшный час принявшему на себя команду по стрельбе, лейтенанту Рождественскому, удаются три выстрела из кормовой мортиры: у неприятеля виден взрыв в кормовой части; он останавливается на несколько минут, а потом быстро уходит от нас, беря право руля. Мы не прекращали стрельбы и 11-ть выстрелов послали вдогонку. Повреждение и побег броненосца были слишком явны. Со слезами радости пропетое нами «Отче наш», а за ним троекратное «ура» были апофеозом морского сражения слабого русского парохода «Веста» с турецким броненосцем. Бой длился пять часов! Разрушен борт парохода, не имеющий даже фальшборта, разбита одна из больших кают (где помещался я и еще два волонтера), два орудия подбиты, на палубе страшная масса не тел человеческих, а разных частей их в общей куче, полная кают-компания раненых, повсюду кровь людская; обессилевший от работы и нервных потрясений врач. Одна из кают офицеров занята мертвыми. Как оспою, испещренная осколками–шрапнелями корма, расшатанные и разбитые каюты под мостиком и умирающий Перелешин в одной из них, разбитый вельбот командира, качающиеся на шлюп-балках во все стороны поврежденные катера и наконец изнеможенная команда, оставшаяся в живых. Нелегко было переживать эти 300 минут. Ближайший порт – Севастополь, а воображению представляется новое горе – минные заграждения: придем ночью, не узнают и кончат с нами свои же. Долго лавируя ночью у севастопольского берега, мы были замечены дежурным пароходом, наши сигнальные огни и фальшфейера узнаны, и проведенные сквозь мины мы, в шесть часов утра, 12-го июля, пристали к таможенной пристани в южной севастопольской бухте. Здесь мы пришли к заключению, что сражавшееся с нами судно более всего походило на тип турецких корветов – таранов с двоякою системою установки орудий: десяти или одиннадцати дюймового калибра на носу в башне, четырех орудий девяти-дюймовых в среднем блокгаузе и нескольких четырех или девяти-фунтовых. Стрельба из ружей на неприятельском судне была страшная. На нем стоял какой-то зеркальный прибор, управляемый людьми в одежде не турецкого покроя, а скорее европейского; кепи и синяя куртка – не турецкий костюм. Некоторых из стоявших около прибора (зеркального) мы сбили. Но фески на броненосце преобладали. Снаряды, долетавшие к нам, были: бомбы от трех до 11-ти дюймов, шрапнель, ружейные пули и картечь. По примерному вычислению оказывается, что вес залпа неприятельских орудий из казематов, равнялся 162-м пудам, а вес открытой батареи «Весты» 12-ти пудам. Ход турецкого судна был равен 13-ти узлам; наш ход – с небольшим одиннадцати. – Потеря оказалась следующая: офицеров убито двое, тяжело ранено двое, легко – четыре, в том числе командир. Нижних чинов убито девять, ранено 16. Пароход сильно избит: две пробоины в корпусе, а 10-ти или 11-ти-дюймовая бомба, пробив палубу, лопнула в кормовом кубрике и произвела пожар над пороховым и бомбовым погребами. Пожар был потушен быстро. Офицеры, команда и волонтеры, вели себя с необыкновенным геройством. Кроме пуль и мелких снарядов, в неприятеля попали, навесным огнем, три мортирные бомбы, из коих одна лопнула в кормовой части, другая не разорвалась, а третья лопнула в башне и тем решила бой. 12-го июля с рассветом пароход «Веста» прибыл благополучно в Севастополь. – 12-го июля, утром, главный командир черноморского флота и портов, получив из Севастополя телеграмму командира парохода «Веста», Баранова, о блистательном сражении парохода с турецким броненосцем, ответил капитан-лейтенанту Баранову: «С искреннею радостью приветствую вас с первым молодецким делом. Благодарение Богу, все окончилось с честью для русского имени, для флота, для вас, офицеров и команды. Без жертв такие дела не совершаются, а потому, помолясь за убитых, торжествую с остальными. Сейчас доношу Государю Императору. Поспешите экстренно телеграфировать имена убитых и раненых, и скорее присылайте подробное донесение с курьером. Горячо благодарю вас, офицеров и команду. Все вы внесли в историю русского флота новую блестящую страницу. Да хранит всех вас Господь Бог для новых геройских подвигов!». Суда активной обороны черноморского флота, пароходы: «Веста» и «Владимир» были отправлены в 10-ти дневное крейсерство, с 20-го по 30-е августа, к кавказским берегам, и в обязанность командира парохода «Веста» флигель-адъютанта Б, вменялось: 1) принять больных и раненых воинов из местечек Гагры и Судауд и доставить их в Новороссийск; 2) принять батальон пехоты из Гагры и доставить в Туапсе и 3) принять известного боевого генерала Шелковникова из местечка Сандрипис и доставить в Новороссийск. Все это было выполнено пароходами «Веста» и «Владимир» в виду неприятельского флота, потому-что когда принимали на пароход десант, то за мыском виднелись огни: это были зажженные фальшвеера на турецких судах, которые показывали друг другу место.
Последнее редактирование: 26 Апр 2017 18:05 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь 26 Апр 2017 17:19 #69103

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 7589
  • Спасибо получено: 664
  • Репутация: 10
Изменники-Абхазцы зажгли костры на кавказских высотах и дали сигнал турецкой эскадре, что пароходы принимают десант, и наши окончили свое дело только по близорукости турок. Во время крейсерства по ночам, они стояли через две вахты в третью, потому что стояли по два флотских офицера, один на мостике, другой на баке. Десять дней погуляли по Черному морю, но сделали свое дело. Перевезли 700 человек десанта в виду неприятельского флота, да кроме того раненых и больных, на 2-х пароходах — дело не легкое в военное время. В приказе главного командира черноморского флота и портов, от 30-го августа читаем: "Вследствие телеграммы генерал-майора Шелковникова, от 24-го августа, обратившегося ко мне с просьбою дать в его распоряжение пароходы для перевозки по береговой лиши больных и раненых, я послал для этой цели пароходы "Веста" и "Владимир". 27-го августа флигель-адъютант капитан 2-го ранга Баранов, прибыв в Гагры, доносит мне телеграммою, что пароходы "Веста" и "Владимир", взяв из Гудаута раненых и склад турецкого оружия, пришли в Гагры, благополучно, миновав ночью турецкие броненосцы. В Гаграх, приняв генерал-майора Шелковникова, партию раненых и батальон солдат, оба парохода прибыли благополучно в Туапсе. Затем 28-го августа генерал-майор Щелковников, телеграммою ив Новороссийска, выражает глубочайшую признательность за посланные мною пароходы "Веста" и "Владимир", которые в Гудаутах, Гагре и Туапсе забрали больных и раненых, туапсинский батальон с тяжестями, начальника отряда с его штабом, и, искусно миновав ночью неприятельские броненосцы, переговаривавшиеся между собою ночными сигналами, доставили всех благополучно в Вельяминовское укрепление и в Новороссийск. С особенным удовольствием объявляя по вверенному мне флоту о чрезвычайно скором и успешном исполнении этого дела, совершенного пароходами "Веста" и "Владимир", выражаю мою искреннейшую благодарность за отличную распорядительность командирам этих пароходов: флигель-адъютанту капитану 2-го ранга Баранову и капитан-лейтенанту Снетову". — 20-го ноября Баранов получил командование пароходом "Россия". Находясь в крейсерстве, пароход "Россия" на пути от Босфора к Пендераклии, приблизился к ней ночью, в виду произвести рано утром атаку, но с рассветом, заметив в море дым, значительность которого указывала большое судно, изменил свой курс, взял несколько мористее, чтобы, при встрече с более сильным противником, сохранить за собою свободу действий и не быть прижатым к берегу. В 8 ч. утра 13-го декабря ясно обозначился корпус трех-мачтового винтового судна, шедшего прямо на пароход "Россия", который поднял свой флаг и подойдя ближе, сделал выстрел по носу встреченного судна, которое, не поднимая флага, изменило свой курс и бросилось в берег. С "России" дан был ещё выстрел и затем она стала прижимать пароход в бухту. После этого на турецком пароходе на несколько мгновений был поднят трех-полосный флаг. Опасаясь продлить погоню до Пендераклии, флигель-адъютант Баранов решил покончить с этим пароходом и, приблизившись ещё, послал ему 8-ми дюймовую бомбу, которая легла в плотную и заставила его остановить ход. После сего "Россия" стала еще более приближаться к нему и командиром парохода послан был на паровом катере лейтенант Зарин сделать осмотр парохода и его бумаг, имея в виду, в случае сопротивления, сосредоточенным залпом уничтожить его. Через несколько минут на пароходе взвился турецкий флаг, тот час заменившийся русским, под которым поднят был турецкий. Овладев таким образом пароходом и приблизительно приведя в известность находящееся на нем, оказалось, что, кроме команды, взят целый табор анатолийского низама с командиром, штаб-офицером и десятью обер-офицерами, всего военно и просто пленных 700 человек. Временным командиром приза назначен старший офицер, Сутковой. На следующей день утром пароход "Россия" вместе со взятым им призом прибыл в Севастополь. Взятый пароходом "Россия" приз оказался бывший французский пакетбот "Cheliff", приобретенный турецким правительством, наименованный "Мерсин" и переданный частному обществу Максусе для почтовых сообщений между Батумом и Константинополем. На приз немедленно была отправлена команда и с него начали перевозить пленных на пароход "Россия". В это самое время показался на горизонте дым, который стал быстро приближаться. Минута была весьма критическая, предполагая, что усмотренный дым мог предвещать приближение сильного неприятеля, на пароходе "Мерсин" стало заметно возбужденное движете со стороны турецких пленных, что вызвало капитана 2-го ранга Суткового спустить поспешнее их в трюмы, с угрозою, в случае неисполнения приказания, принять решительные меры, а флигель-адъютант Баранов подошел с пароходом "Россия" в плотную к борту "Мерсина", чтобы закрыть его от приближающегося судна, если б оно оказалось сильный броненосец. В таком порядке пароходы "Россия" и "Мерсин" продолжали идти до тех пор, пока открывшийся корпус обозначил, что видимое судно было двухмачтовый пароход. Основываясь на показаниях шкипера парохода "Мерсин" и взятого в плен капитана-лейтенанта яхты "Иззедин", можно было предполагать, что приближавшийся пароход — второй турецкий транспорт, за которым должен был следовать конвоир-броненосец. Броситься на завладение вторыми призом, оставив первый под охраною незначительной нашей команды, в виду неприятельского берега и могущего появиться сильного броненосца, не представлялось никакой возможности, а потому флигель-адъютант Баранов решился следовать в море, взяв курс па Керчь. Показавшийся же другой пароход лег вдоль берега по направлению к Пендераклии. Б. произведен за отличие, в деле против неприятеля, из капитанов 2-го ранга в капитаны 1-го ранга со старшинством, со дня взятия турецкого парохода с десантом, 13-го декабря, с оставлением в звании флигель-адъютанта.
Последнее редактирование: 26 Апр 2017 17:58 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь 27 Апр 2017 00:35 #69109

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 7589
  • Спасибо получено: 664
  • Репутация: 10
Викторов— юнга, -вольный гатур- манъ, 11-го июля на пароходе "Веста" вел себя примерно.
Власов— боцман, 11-го июля на пароходе "Веста" особенно отличался действуя с большою храбростью.
Голицын-Головкин, князь — лейтенант парохода "Веста" — ранен 11-го июля, защищая командира парохода капитан-лейтенанта Баранова, стоявшего на мостике покрытом кровью. Голицын, под всякими предлогами, старался заслонить Баранова, желая лишь служить ему щитом.
Джевифий— дворянин, 11-го июля на пароходе "Веста", вел себя примерно.
Казнаков Алексей Басильевич— гардемарин парохода "Веста", 11-го июля гасил пожар на пароходе "Веста" в жилой палубе, над пороховыми и бомбовыми погребами и в этот же день ранен.
Корольков— штурманский штабс-капитан парохода „Весты", 11-го июля на пароходе „Веста" стоял все время у штурвала, задом, к неприятелю, не отрывая глаз от картушки компаса и от души сердясь па лопанье гранат, заставлявшее картушку прыгать; а во время одного из неприятельских залпов, не обращая внимания на то, что сзади его делалось, приказал сигнальщику убрать исковерканный ружейный ствол, брошенный к самому компасу, в видах того, что железо ствола можетъ вредить девиации компаса, и не замечая, что ружье это принадлежало одному из несчастных стрелков, разорванных бомбой на мостике. К. тоже ранен 11-го июля.
Кротков (Ап. Сем.) — капитан-лейтенант, урожецец г. Москвы, воспитывался в Морском училище, в которое поступил в 1864 г., имея от-роду около 16-ти лет; вышел на службу гардемарином, в 1868 г. про- изведенъ въ мичмапы, въ 1-й флот- скШ, его имп. выс. генерал-адмирала экипажи, 17-го апреля 1870 г., въдей- тепапты 8-го апреля 1873 г. Съ 1871 по 1873 г. паходился въ Михайловской артиллер1йской академш, где и кон¬чили курсъ по первому разряду, и сверхъ того, слушали лекцш въ Крон¬штадте, въ мипномъ офицерскомъ мас¬се, впродолжете зимы 1876—1877 гг. За исключетемъ легъ, проведеппыхъ въ артиллешской академш, Кротковъ постояппо паходился въ морскихъ за- граничпыхъ плаватяхъ: такъ въ 1868—1869 гг. на фрегат* „ДмитрШ Донской"; съ 1869 —1870 на корвет* „Память Меркур1я". По выход* въ 1873 г. изъ артиллерШской академик, онъ посту- пилъ на батарею „Не тронь меня"; въ 1874 г. былъ пазначенъ на клиперъ „Алмазъ" и потомъ на батарею „Пер- вепецъ"; въ 1875 —1876 г. на той-же батаре*, онъ находился при апаратахъ для автоматической стр*льбы, изобр*- тепныхъ г. Давыдовымъ, исполняя, вм*ст* съ т*мъ, обязанности вахтен- наго начальника. Въ славный для па- шего флота день, 11-го шля 1878 г. Кротковъ принималъ жив*йшее уча- die въ бо* нашего тонкост*ннаго, жел*зпаго. коммерческаго парохода „Веста" (наскоро приспособленная) для военно-морской службы), съ од- пимъ изъ сильныхъ турецкихъ броне- носцевъ. Находясь па сказанномъ па¬роход* во время боя при аппаратахъ г. Давыдова, опъ получилъ 23 раны величиною отъ л*спаго ор*ха (такихъ четыре) до горошины и около 50 пора- nenift мельчайшими осколками и дробью, положенной въ бомбу, одпимъ изъ ос- колковъ которой былъ убитъ стоявппй рядомъ съ Кротковымъ доблестный полковникъ К. Д. Черновъ. Кром* этихъ ранъ Кротковъ сильно конту- жепъ въ правый бокъ и въ голову; причемъ у него лопнула барабанная перепонка праваго уха. 11-го шля, па м*сто убитыхъ артиллер^скихъ офи- церовъ на пароход* „Веста", Чернова и Яковлева, сталъ лейтенаптъ Крот¬ковъ, и хотя, въ тотъ моментъ, какъ наводилъ оруд1е, граната, лопнувшая сзади, просила его платье продолжалъ паводить мортиру, которая не могла действовать аппаратами Давыдова, ибо проводники уже не существовали. Въ паграду за свои подвиги, Кротковъ на- граждепъ чиномъ капитапъ-лейтенанта, орденомъ св. Владим1ра 4-й степени съ мечами и бантомъ и особою nencieio, не зависимо отъ той, какая ему мо- жетъ быть пазначена по общему по- ложендо, за выслугу установленпыхъ для того л*тъ. Еслибъ не глухота на одно ухо и значительное ослаблеше слуха на другое, то, глядя па сильную, кр*пкую фигуру нашего героя, можно было бы подумать, что онъ совершен¬но здоровъ. Но къ сожал*нш, это не такъ: медики нашли, что Кроткову на некоторое время нуженъ покой и что здоровье его требуетъ впимательнаго ухода. Все платье его, поел* разрыва непр1ятельскаго снаряда, превратилось чуть не въ р*шето, а сюртукъ его даже въ двухъ м*стахъ загорался.
1- го августа Кротковъ представлялся въ Петербург* его высочеству генералъ- адмиралу. Ведший князь распрашивалъ Кроткова о подробностяхъ д*ла паро¬хода „Веста" съ туредкимъ бронепос- цемъ и о многочисленпыхъ ранахъ и контуз1яхъ, получепныхъ Кротковымъ.
Мельниковъ—дворянипъ, велъ себя примерно на пароход* „Веста“ 11-го шля.



Перелешинъ (Владим1ръ Платоновичъ) — старший офицеръ парохода „Веста*. 11-го шля находясь на этомъ пароходе и былъ послапъ капитапъ- лейтенантомъ Бараповымъ, команди- ромъ парохода, тушить пожарь въ жи¬лой палуба; пробегая туда, онъ нат¬кнулся на носилки съ страдальцемъ его братомъ. Не смотря на то, что де¬лалось у него на душе, не останавли¬ваясь, пробежалъ къ месту пожара и съ помощью мичмана Петрова и гар¬демарина Казнакова йогасилъ пожарь надъ пароховыми и бомбовыми погре¬бами. Раненъ въ бою, длившемся 51/» часовъ, съ турецкимъ бропеносцемъ.
Перелешинъ (Михаилъ Платоновичъ)—лейтепантъ, паходивпийся на „Весте* 11-го шля. Ему было пору¬чено командиромъ парохода „Веста* Бараповымъ осмотреть: не перебиты- ли проводники шестовыхъ минъ и из¬готовить шесть. Едва Лерелешинъ спу¬стился съ мостика, какъ лопнувшая вдоль палубы бомба однимъ изъ оскол- ковъ своихъ почти оторвала ему ногу у самаго паха. Съ вечно умильно-ла- сковымъ лицомъ, стоялъ онъ на па¬лубе, показывая страшно распухшую ногу, прося позвать врача и отнять ее. Врачъ, сидя съ поникшею головою и бледный, какъ полотно, отъ изну- решя, ббъяснилъ, что выдти изъ лаза¬рета на верхъ не смеетъ. Михаила Платоновича снесли въ каюту брата, где онъ и пролежалъ до прихода на¬шего въ Севастополь, въ госпитале ко- тораго страдальцу отнята нога, и его не стало.
Петровъ — мичманъ. 11-го тля на пароход* „Веста“ тушилъ пожаръ въ жилой палуб*. надъ пороховыми и бом-бовыми погребами и контуженъ въ жи- вотъ 11-го тля.
Плишинсюй — подпоручикъ - меха- пикъ. 11-го шля па пароходе „Веста44 во все время боя действовалъ пено- дражаемо хорошо.
Черновъ (КонстаптинъДавыдовичъ)—под полков никъ корпуса морской арти- лерш. Происходилъ изъ дворянъ Грод-ненской губ., сынъ поручика. Родился въ 1842 г. Первоначальное воспиташе получилъ въ Полоцкомъ кадетскомъ корпус*, изъ котораго перешелъ въ Константиновское военное училище.
Въ офицеры произведенъ 16-го шня 1860 г. въ десятый стр*лковый бата- , люнъ поручикомъ, причемъ въ выпуск- номъ списк* г. Черновъ былъ отм* ченъ „отличн*йшимъ“. Черезъ два го¬да онъ поступилъ въ Михайловскую академш. 8-го сентября 1865 г. Чер¬новъ окончилъ курсъ высшаго образо¬вать и перешелъ въ корпусъ морской артиллерш поручикомъ. Въ томъ-же году 14-го сентября поручикъ Чер-новъ былъ назначенъ въ коммисш мор- скихъ артиллерШскихъ опытовъ, въ ко¬торой и состоялъ до 23-го декабря 1868 г., когда былъ назначенъ чле- номъ артиллерШскаго отд*лешя мор- скаго техническаго комитета. Чинъ штабсъ-капитана покойный получилъ 31-го марта 1868 г., чинъ капитана — 1-го января 1873 г. и чинъ подпол¬ковника—4-го апр*ля 1876 г- Во все время службы Чернова въ морскомъ в*домств*, онъ занимался испытатями и изыскашями надъ различными усо- вершенствоватями морской артилле-рш. Подъ его пепосредственнымъ ру- ководствомъ, на броненосной батаре* „Первенецъ", производились испыта- п1я автоматической пальбы изъ орудгй по систем* А. Давыдова и для устрой¬ства этой системы па пароход* „Вес¬та" командировапъ былъ Черновъ въ Черное море, гд* такъ неожиданно окончилась его жизнь. Подполковнивъ Черновъ принадлежав къ числу са- мыхъобразованныхъофицеровъ армши флота и несомненно былъ однимъ изъ самыхъ полезпыхъ, д-Ьятельныхъ и трудолюбивыхъ членовъ ея въ мирное время. По окончанш курса въ Михай-ловской артиллеркской академш, онъ перешелъ въ корпусъ морской артил- лерш, какъ разъ въ то время, когда тамъ стали вводится нарезныя оруд1я большихъ калибровъ. Дело было совер¬шенно новое и на Чернова возложено было совместно съ другими производ¬ство артиллеркскихъ опытовъ на Вол- ковомъ поле. Сколько энергш и тру¬да должно было быть употреблено имъ на это дело, ясно свидетельствуетъ то обстоятельство, что онъ почти еже¬дневно долженъ былъ путешествовать съ Выборгской, где онъ жилъ, на Волково поле пёшкомъ, за неимешемъ средствъ (которыя онъ употреблялъ на воспитате младшихъ членовъ сво¬его семейства) па насмъ извощика, и нередко ему, изнеможенному отъ уста¬лости, приходилось отдыхать на пути, где-нибудь прштившись на платформе железной дороги или на шпалахъ. До¬ма онъ снова принимался за работу. Но трудъ былъ его сфера, его жизнь. Девизомъ его было: жить — значить трудиться. Зато и трудъ этотъ былъ въ высшей степени плодотворенъ въ той сфере деятельности, где онъ его применялъ. Такъ, въ настоящее вре¬мя морскимъ ведомствомъ изготовляет¬ся несколько орудйныхъ станковъ, имъ самимъ проектированныхъ. А въ последте годы его жизни всееговни- мате, все труды были направлены па усовершенствовате способа стрельбы изъ судовыхъ орудк помощью гальва- ническаго аппарата системы Давыдова. „Такимъ образомъ въ лиде К. Д. Чер¬нова морское ведомство, по собствен¬ному сознатю его органовъ, лишилось незаменимаго въ этомъ деле человека. Къ чести высокопросвещенпыхъ лицъ, стоявшихъ во главе морскаго управ- летя, нужно заметить, что труды и значете Чернова, какъ ученаго спе- щалиста, были ими вполне оценены. Черновъ всю свою жизнь перебивался кое-какъ, трудовою копейкою, и умеръ беднякомъ, не оставивъ никаиихъ средствъ своему семейству. Онъ былъ человекъ редкой честности, солидно образованный, съ добрейшимъ серд- цемъ, неутомимый труженикъ и при всемъ томъ замечательно скромный — въ полномъ смысле герой труда. Еще накануне Черновъ телеграфировалъ сиоей жене въ Петербургъ, что не смотря на погони за непр1ятелемъ, ему никакъ не • удается встретить врага.
11- го шля въ морскомъ сраженш па¬рохода „Веста“съ турецкимъ броненос - цемъ, фрегатомъ „Ассари-Тэвфикъ44, пароходъ „Веста“ былъ вооружонъ нашими знаменитыми нарезными мор-тирами и действовал!» но непр1ятелю съ помощью автоматическаго прибора Давыдова. Къ несчастш, въ этомъ сра¬женш мы лишились Чернова, посвятив- шаго несколько летъ на разработку этого замечательнаго прибора, которому онъ такъ верилъ и который въ действитель¬ности показаль свое превосходство яадъ всемъ, что употреблялось до сихъ поръ для прицеливатя и дей- ств1я нарезными орудгями, поставлен¬ными на судахъ. Черновъ былъ крот- кШ и добродушный человекъ, не пред-видя смерти вбегалъ въ каютъ-ком na- нш и просилъ поесть чего нибудь. Бросившись наверхъ, онъ сделалъ по¬следуй залпъ съ помощью аппарата Давыдова. Залпъ этотъ сошелся съ не- прмтельскимъ, нанесшимъ намъ пер¬вый и страшный ударъ. Жизнь этого труженника науки и храбраго чело¬века была прекращена. Пятилетними трудами подполковника Чернова элек¬трическая пальба доведена до высо- каго состояшя. Перебиваясь кое-какъ, Черновъ далъ высшее образовате четы* ремъсестрамъ и содержалъ брата. Онъ. заменялъ семейству отца; съ нимъ оно лишилось всехъ своихъ средствъ къ жизни. Вотъ что говорить о немъ ко- мапдиръ парохода „Веста“ Барановъ, въ своемъ рапорте о сраженш „Вес-ты “ съ турецкимъ броненосцемъ: „Под- полковникъ Черновъ съ неподражае- мымъ мужествомъ делалъ наблюденш за стрельбой и распоряжался огнемъ кормовыхъ оруд1й.... На верхней па¬лубе разрывъ бомбы ту редка го броненосца былъ ухасенъ: онъ залилъ па¬лубу кровью, уничтожилъ одну изъ мортиръ и положилъ на м*ст* двухъ артиллер1йскихъ офицеровъ, управляв- гаихъ д*йств1емъ орудШ. Подполков- никъ Черновъ, смертельно раненый, прежде ч*мъ упасть, сказалъ: „про¬щайте; бейте изъ правой кормовой, она наведена, и мертвый палъ“. Ког¬да онъ упалъ, то весь былъ залитъ кровью. Осколкомъ бомбы ему отъ л*- ваго паха своротило всю брюшную полость, и сердце было видать, раз- сказывали матросы. Не смотря на та¬кую ужасную и безусловно смертель¬ную рану, Черновъ еще жилъ въ прододжеше нисколько мгповешй. Онъ даже поднялся на ноги, обыядъ близь стоявшаго матроса, зат*мъ снова упалъ, усп*въ сказать: „Прощайте!...Накор¬ми не забудьте.... заряжено.... дей¬ству йте“. Съ этими словами онъ и умеръ. Удачнымъ выстр*ломъ лейте¬нанта Рождественскаго, заместившаго подполковника Чернова, турецмй бро- неносецъ былъ приведенъ въ невоз-можность продолжать бой, и бежал от "Весты".
Яковлевъ (Андрей Николаевичи) — поручикъ артиллеристъ, убитъ на па-роход^ „Веста“: онъ былъ буквально -засыпанъ и разейчеяъ по всймъ на- правлетямъ острыми, грапепыми уг¬лами шрапнелевой картечи. На его rLrfe было насчитано двадцать девять ранъ. Яковлеву вырвало часть горла и правое плечо и онъ умеръ мгновенно.
} смотря на это, онъ успели сказать свое последнее слово: „братцы, въ кармане у меня разрывныя трубки, пригодятся!к А. Н. былъ знатокъ ар- тиллерШскаго и морскаго дела. 31яю- щая рана на шей отъ удара осколкомъ гранаты свалила его окончательно.
Яковлевъ (Владимир Николаевичъ) —тонкеръ, ординарецъ командира па-рохода „Веста“ Баранова, 11-го шля на пароходе былъ ранепъ въ голову— братъ убитаго на томъ же пароходе.
Последнее редактирование: 29 Апр 2017 15:58 от AlexN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Могила моряков парохода «Веста» 1877 Севастополь 27 Апр 2017 13:10 #69112

  • Dobrohot
  • Dobrohot аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 786
  • Спасибо получено: 147
  • Репутация: 0
"В июне 1877 года на Михайловском кладбище в братской могиле погребли моряков с парохода «Веста», а в отдельной могиле — подполковника корпуса морской артиллерии К. Д. Чернова. С этого времени кладбище иногда стали называть и Вестинским."

Шавшин В.Г. Севастополь в истории Крымской войны. - Севастополь-Киев, 2004. - С. 238-239.

forum.sevastopol.info/viewtopic.php?t=30074&start=25
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31