В 1848 году в живописной деревне Кюллизи прихода Туутари (Tuutari), расположенной у подножья Дудергофа, в семье Путро, крепкой крестьянской семье ингерманландских финнов, родился мальчик, которого назвали Моозесом.
По окончании школы Моозес поступил в духовную семинарию, открытую при кирхе Св.Петра в Колпанах под Гатчиной. Семинария готовила лютеранско-евангелических пасторов, учителей народных школ, приходских учителей, являвшихся и церковнослужителями, а также органистов.
Сегодня красивая кирха с петушком на шпиле, построенная под патронажем и на средства императора Павла I архитектором Андрияном Захаровым в 1800 году, работает, в ней проводятся богослужения. Здание же колпанской семинарии, находившееся напротив, к сожалению, не сохранилось. В 1866 году Моозес с отличием закончил Колпанскую семинарию и получил звание учителя органной музыки и кантора (церковного композитора). Затем он учился в Валгасской семинарии в Лифляндии, а также в Финляндии. В 1867-1872 годах служил преподавателем в Колпанской семинарии и в Туутари. В 1878 году Моозес Путро успешно закончил Петербургскую консерваторию по классу органа.
Свидетельство об окончании было подписано великим князем Константином Романовым и композитором Николаем Римским-Корсаковым. Закончив учёбу, Моозес полностью посвятил себя работе, музыке и просветительской деятельности.
В 1878 году Моозес Путро основал Финское песенное общество, председателем которого являлся последующие 47 лет, до самой смерти. Он руководил хоровыми коллективами, много работал с детьми. Почти полвека Моозес Путро проработал органистом и кантором петербургского прихода св. Марии Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии на Большой Конюшенной улице.
Автор произведений церковной музыки, хоровых миниатюр, детских песен и обработок народных финских песен, Моозес Путро написал музыку и текст к героическому и печальному гимну ингерманландских финнов «Nouse, Inkeri!» («Поднимайся, Ингрия!»), 1888.
"Nouse, Inkeri, jo herää työhön,
aamun koi jo sulle heijastaa.
Valoa jo elämäsi yöhön
leviää, oi armas synnyinmaa..."
"...Пробуждайся, Ингрия, к работе,
Над тобою новая заря.
Свет в ночи все ярче, все сильнее
Для тебя, любимая земля.." (перевод Антти Пюккенена)
Это было время национального подъема ингерманландских финнов, народа, живущего на невских землях с допетровских времён. Самостоятельность финнов вызывала настороженность во времена правления и Александра III, и Николая II. В 1908 году началась активная русификация западного края, все ингерманландские школы передавались на содержание земств, запрещалось преподавание на родном языке, учителя-ингерманландцы изгонялись. Вводилась цензура при издании газет, ограничивалась просветительская деятельность лютеранской церкви и многочисленных обществ. Власти запретили также создание национального финского театра и национального музея. Все эти меры не могли не вызвать протест и сопротивление. После февральской революции 1917 года национальный подъем в Ингерманландии получил новый импульс, обретя цель - национальную автономию.
В октябре 1917 года большинство ингерманландцев поддержало большевиков, особенно благодаря «Декрету о земле» и «Декрету о праве наций на самоопределение». Однако вскоре новая власть показала своё истинное лицо. Ингерманландцы начинают борьбу с большевиками. В Эстонии формируется полк сопротивления, а в Лемболовской волости, непосредственно примыкающего к финской границе, местные жители подняли восстание и 10 июня 1919 года ликвидировали Советскую власть. Был создан северо-ингерманландский полк под командованием подполковника Юрьё
Эльфенгрена. Поселок Кирьясало стал столицей свободной Северной Ингерманландии. Полноту власти взяла на себя временная комиссия Северной Ингерманландии. Выпускались почтовые марки с изображением национального флага и герба. Были введены собственные военные награды - Крест Белой Стены и Крест Участника Освободительной Войны.
В это же время Северо-Западная армия генерала Юденича начала новое наступление на Петроград. Но после поражения и отступления армии Юденича в Эстонию осенью 1919 года надежды на освобождение от красных становились все слабее.
1919 год в Петрограде и окрестностях - это голод и холод, это разгул красного террора, когда большевистские карательные отряды отбирали хлеб, разоряли, убивали и расстреливали без суда и следствия. Население города сократилось в несколько раз. Это был последний год жизни Моозеса Путро. Семидесятилетний композитор продолжал работать в приходе, вести занятия хора, помогать тем, кому было трудно. Разумеется, он знал, что будучи деятелем независимой, не лояльной к новому строю, культуры да ещё и церковным служителем, он рассматривается большевиками как буржуазный, контрреволюционный элемент, с которым, как и с прочими, надо "кончать немедленно, не испрашивая ничьего разрешения" (Ф.Э.Дзержинский).
24 ноября Моозес Путро пошёл проводить в последний путь одного из прихожан церкви Св.Марии на Финское кладбище за Балтийским вокзалом (Митрофаньевское лютеранское кладбище). Домой в этот день он не вернулся.
Поиски не принесли результатов... Олави Лахтеенмяки, ректор высшей учительской школы в Турку, сказал тогда: «Может быть, Бог забрал его к себе, как библейского Моисея» (Мооsеs – по-фински Моисей ).
Один из церковных гимнов Моозеса Путро «Ole kanssamme, Jeesus» («Пребудь с нами, Иисус») сегодня можно слышать на богослужениях в разных приходах. Как и «Nouse, Inkeri!» - гимн, звучащий на всех праздниках и торжественных мероприятиях, главный гимн ингерманландских финнов - народа, выжившего и сохранившего свою культуру, несмотря на все попытки уничтожения.*
Аля Деконская
* В тексте использованы материалы статьи Лидии Крушевой "Inkerinmaa – земля, на которой мы живем"