Гюббенет Адольф Яковлевич, (Адольф фон Хюббенет, нем. Adolf von Hübbenet; р. 12 сентября 1830, Псков; ум. 24 марта 1901, Санкт-Петербург) — государственный деятель, статс-секретарь, сенатор (1885), член государственного совета (1892); действительный тайный советник (1895), министр путей сообщения.
По мнению современных исследователей, Гюббенет внёс значительный вклад в развитие железнодорожного транспорта. При нём было построены тысячи вёрст новых путей по направлениям Санкт-Петербург—Варшава, Саксаганской ветви Екатерининской железной дороги, Чиатурской ветки Закавказской железной дороги, началось проведение Курско-Воронежской и Рязанско-Казанской железных дорог, открыты Уфа-Златоустовская и Риго-Псковская дороги. При Гюббенете особое внимание стали уделять безопасности движения составов: провели ремонт мостов и дорожных полотен, разработали новый порядок контроля за состоянием путей, новые стандарты производства рельсов, расписание поездов скорректировали и дополнили с учётом движения экстренных составов. В конце 1891-го были внедрены меры противопожарной безопасности в составах и запрещено использование горючего керосинового освещения вагонов. Тогда же отменили 24-часовые бессменные дежурства стрелочников, регламентирован скоростной режим на разных участках пути и налажена сигнально-телеграфная экстренная связь.
Скончался в Париже 4 марта 1901 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.