Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: I Мировая война. Русские военнопленные в Словении

I Мировая война. Русские военнопленные в Словении 25 Янв 2019 09:50 #71228

  • poison
  • poison аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 6632
  • Спасибо получено: 157
  • Репутация: 7
I Мировая война. Русские военнопленные в Словении
Рано утром, 11 ноября 1918 года, в Компьенском лесу, что в 70 километрах от Парижа, в штабном вагоне маршала Франции Фердинанда Фоша было подписано перемирие между Германией и её противниками. Этим актом официально закончилась I Мировая война длившаяся более 4-х лет.
В боевых действиях той войны приняли участие более 70 миллионов человек, из которых от 9 до 10 миллионов погибли, и примерно 55 миллионов получили ранения. Кроме того, 8 миллионов оказались в плену.
Что мы знаем о погибших, раненых, искалеченных и пленных войны начала ХХ века? Очень мало! Потому что значительную часть архивов, памятников и иных свидетельств уничтожила ещё более ужасная и кровопролитная II Мировая война.
Но тем не менее в некоторых уголках Европы сохранились и даже восстанавливаются памятные места, повествующие о судьбе участников событий 100-летней давности. Об одном из таких мест я и хочу рассказать.
Эта история началась в один из начальных периодов I Мировой, когда Италия объявила войну Австро-Венгрии, в связи с чем у австрийцев возникла острейшая необходимость защитить западную границу, небольшая часть которой проходила по Альпийским горам. Военная наука однозначно говорит, что организовать защиту рубежей без полноценных коммуникаций - невозможно. Из этого следовало, что австрийцам нужно срочно строить дорогу стратегического значения, поскольку в те времена в Альпах кроме троп других путей не существовало. Австрийские геодезисты и инженеры практически сразу определили маршрут, по которому нужно прокладывать дорогу – через перевал Вршич (Vršič), ныне территория Республики Словения. Но поскольку всех местных мужчин забрали на войну, встал вопрос: «Кто будет строить?». Ответ нашёлся очень быстро – военнопленные, самая дешёвая рабочая сила.
Так, в июле 1915 года в сердце Юлийских Альп, неподалёку от городка Краньска Гора (Kranjska Gora), на стыке современных границ Италии, Австрии и Словении, появился лагерь военнопленных.
К сожалению, до сих пор сведения о жизни обитателей этого и других лагерей I Мировой носят весьма отрывочный характер в том числе и потому, что мало кто интересуется материалами венского архива, где хранится большинство документов, описывающих события тех лет. Поэтому в своём рассказе я опираюсь на уже открытые сведения и личные впечатления.
Первую партию русских военнопленных из 25 человек, в большинстве это были сибиряки, привезли в Краньску Гору в сентябре 1914 года. В июле 1915 – ещё 5000, а потом ещё и ещё. Надёжных сведений, сколько всего русских было в этой местности, - нет, но по косвенным данным историки насчитали 10000 – 12000 человек. По данным тех же источников, из них примерно 10000 погибло и умерло во время строительства дороги.
Здесь нужно отметить, что австрийцы считали русскими всех пленных из российской армии: украинцев, белорусов, представителей других народностей и даже поволжских немцев. Кстати, опять же по очень ненадёжным подсчётам, из 8 млн. военнопленных I Мировой от 1268000 до 2417000 человек были из армий Российской империи.
Пленные, по приказу австрийцев, жили в наспех сколоченных и неотапливаемых бараках, кормили их кое-как, работали они в непривычной горной местности по многу часов. Медицинская помощь пленным оказывалась чисто символически. Если принять во внимание, что 30-километровую дорогу было приказано построить быстро и любой ценой, становится ясно, что жизнь каждого отдельного военнопленного мало что стоила и поэтому век такого человека был не долог.
Ко всем перечисленным бедам, можно отнести ещё одну, от которой защиты не существовало, – лавины.
Несмотря на предупреждения местных жителей, австрийские инженеры, в целях экономии времени и расстояния, проложили дорогу в самом опасном месте. Первая же лавина, обрушившаяся на лагерь 8 марта 1916 года, ударила в бараки, где жили военнопленные. Через несколько дней, 12 марта, трагедия повторилась в уже больших масштабах, похоронив под толщей снега всех, кто там был. Конечно, никаких спасательных работ не велось, ведь дорогу нужно было построить «любой ценой». Более или менее достоверно установлено, что только эти две лавины унесли около 200 русских жизней. А сколько подобных и иных трагедий случилось за 2,5 года строительства стратегической дороги? Как они повлияли на дух русских солдат и офицеров? Где и в чём они искали спасение? Кто знает?
Здесь я хочу привести слова, которые прочёл на страницах «Поисково-исторического форума» в разделе «Русские военнопленные Первой Мировой» (2014 г).
- Несмотря на самые страшные испытания, люди все же сохраняют заложенную в них изначально человечность. Трагическая гибель товарищей подвигла оставшихся в живых соотечественников позаботиться об увековечении их памяти. По добровольному решению русских пленных, родившемуся из сочувствия к ближнему и из уважения к традиции, у дороги, на месте, где стоял больничный барак (на сегодняшнем 8-ом повороте дороги на Вршич), в дикой красоте Юлийских Альп была построена православная часовня с русскими луковицами куполов.
Когда была построена часовня, печальный памятник бессмысленности войны, вокруг нее собрались все русские военнопленные, австрийские солдаты и штатские строители дороги на Вршич.
Открытие часовни, предположительно, состоялось в 1916 году, точная дата пока не установлена, но сохранилась единственная фотография, на которой запечатлён этот день. На переднем плане сидят офицеры, скорее всего, австрийские. На руках одного из них - белая собачка. Некоторые политики данный снимок приводят в качестве доказательства гуманного отношения к русским пленным.
Но как объяснить 10000 русских смертей?
(Снимок взят из «Поисково-исторического форума» в разделе «Русские военнопленные Первой Мировой» (2014).



Прошло сто лет, но эта дорога существует и сегодня. Во всех словенских путеводителях её называют «Русская дорога». Конечно, никакого стратегического значения она давным-давно не имеет и служит по большей части для удовольствия туристов. Но вот часовня....
«Русская (Свято-Владимирская) часовня на перевале Вршич в Словении» стала великим символом твёрдости православной веры. Только вера поддерживала православных русских, давала им надежду и опору практически в крайней жизненной ситуации за тысячи километров от родных домов.
Много лет я мечтал увидеть эту часовню своими глазами и не потому, что здесь побывали Медведев и Путин, а чтобы почувствовать силу православной веры, сохранённую и умноженную древними Альпами. И вот - свершилось... Скажу честно, уважаемые читатели, я много повидал за свою долгую жизнь и далёк от сентиментальности, но здесь меня пробрало до таких глубин души, о которых и не догадывался.
В завершении хочу сказать спасибо Правительству Словении, которое в 1995 году придало Русской часовне статус памятника культуры, а в 2005 году выделило деньги на реставрацию.

Анатолий Орлов
04 августа 2018
Последнее редактирование: 25 Янв 2019 09:51 от poison.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: AlexN
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30