В ночь с 26 на 27 января 1904 года нападением японских миноносцев на Русский флот в Порт-Артуре началась Русско-японская война. М. Н. Беклемишев предложил отправить «Дельфин» в Порт-Артур по железной дороге, но этому помешали сложности перевозки. Кроме того, в связи с началом войны был заказан ряд подводных лодок за границей и также планировалось их ускоренное строительство в России, для которых требовались обученные экипажи, поэтому миноносец оставили на Балтике, как учебный корабль. В начале июня Миноносцу № 150 было присвоено имя «Дельфин». 6 июня на нём начались учебные погружения. Обучением новичков руководил капитан 2-го ранга Беклемишев. До середины июня миноносец, имея на борту от 30 до 45 человек, несколько раз погружался, чтобы приучить людей к обстановке подводного плавания. Для тренировки управления лодкой в подводном положении не раз выходили в залив с меньшим числом учеников. Казалось, всё шло гладко, и сложная по тем временам техника покорялась людям.
Утром 16 (29) июня 1904 года планировалось очередное учебное погружение у стенки Балтийского завода. На лодку прибыли лейтенанты А.Н. Черкасов, М.А. Елагин, поручик М.И. Горазеев и 34 нижних чина. Руководить погружением предстояло Черкасову, который не раз уже замещал командира: Беклемишев уехал по делам в Кронштадт. Из 34 матросов лишь четверо принадлежали к штатной команде «Дельфина», остальные были новичками.
После того как команда разошлась по постам, оттолкнулись без хода от стенки метров на 10. Офицеры находились наверху и курили у открытого люка. Отметим, что его полное закрытие требовало не менее полуминуты при усиленной работе двух матросов на приводе. Черкасов отдал команду заполнять балластные цистерны. Иногда и Беклемишев начинал погружение, находясь на палубе, но вскоре спускался в лодку; люк же прикрывали, оставляя щель для стравливания избыточного давления (вентиляция балластных цистерн была выведена в лодку, а кроме того, давление поднимал и насос, разрежающий воздух в носовой «черной» цистерне). В нужный момент крышку люка быстро закрывали.
Черкасов упустил из виду, что лодка перегружена и опускается быстрее обычного. Когда он, наконец, последним спускался вниз, вода уже покрывала невысокую надстройку лодки; плавучесть её была на исходе. Лишь находясь на трапе, Черкасов отдал приказание закрывать люк. Спустившись, на командирской площадке он не остался, а сошел вниз в жилую палубу. Эта его последняя ошибка стала роковой. Почти сейчас же в люк потоком хлынула вода. Людей, находившихся внизу, охватила паника, а путь наверх оказался закрыт. Из лодки успели выскочить трое матросов, в том числе двое находящихся под люком рулевых. Но другие в это время вращали рукояти привода, крышка опускалась и четвёртого из выскакивавших прижало к комингсу люка. Он погиб, а между крышкой и комингсом оставалась щель около 80 мм, через которую быстро поступала вода...
На лодке растерялись не все. Квартирмейстеры Рожнов и Сюткин, поручик Горазеев пытались продуть концевые цистерны. К сожалению, было поздно. Людьми уже никто не управлял. Матросы Савинов и Телов, стоявшие у ручек привода крышки люка, по своей инициативе приподняли её, а когда тело застрявшего свалилось вниз, быстро закрыли. Поток воды иссяк, в лодке сохранилась воздушная подушка, но высотой не более 30 см. В живых оставались стоявшие на верхних ярусах аккумуляторов и средней цистерне. В воздух поступали пары топлива: кто-то в суматохе разбил контрольное стекло бортовой бензиновой цистерны. Становилось невозможно дышать. Тогда Савинов и Телов приподняли крышку примерно до половины. Спасшийся последним Н.Г. Телов на следствии рассказывал: «Вода тогда совершенно заполнила лодку, и сквозь эту воду я увидел как вверх к выходу из рубки потянулись изнутри судна тени людей». Мужество Савинова и Телова позволило спастись двум офицерам и семи матросам, всего же выплыли 12 человек. Не пожелал спасаться лейтенант Черкасов. С ним погибли еще 24 человека. Похоронили погибших подводников на Смоленском православном кладбище.
СПИСОК ПОГИБШИХ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «ДЕЛЬФИН» 16/29 ИЮНЯ 1904 ГОДА
Лейтенант Анатолий Черкасов
Рулевые:
Василий Лебедев
Афанасий Куликов
Григорий Норин
Александр Третьяков
Минно-Машинные квартирмейстеры 1-ой статьи:
Василий Акулов
Григорий Рожнов
Иван Гуров
Иван Старых
Минно-Машинные квартирмейстеры 2-ой статьи:
Константин Сергеев
Михаил Зверев
Александр Королёв
Игнатий Лукин
Виктор Никифоров
Никифор Дюбов
Владимир Сборщик
Николай Омячкин
Иосиф Крылов
Андрей Кулач
Илья Сурков
Иван Гуров
Гуго Юнг
Машинист 1-ой статьи Александр Курылёв
Минный машинист Иван Лебедев
Строевой квартирмейстер 2-ой статьи Николай Чернышов
Источник
pomnirod.ru/materialy-k-statyam/захороне...й-лодке-дельфин.html
.
.