Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Малоохтинское кладбище Санкт-Петербурга

Малоохтинское кладбище Санкт-Петербурга 18 Сен 2009 15:44 #366

  • olga
  • olga аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 261
  • Репутация: 1
Время основания Малоохтинского кладбища в точности неизвестно. Судя по старым планам, в первой половине XVIII в. церкви на Малой Охте не существовало. Жители ходили молиться на Большую Охту, там же хоронили своих близких. Малоохтинская церковь Марии Магдалины была выстроена в 1778—1781 гг., и вскоре, по обычаю, при ней появилось приходское кладбище.
В 1849 г. на пожертвования прихожан архитектор В. Ф. Небольсин, а затем К. Я Маевский начали перестраивать и расширять храм. Первым в 1851 г. был выстроен правый придел святого Иоанна Златоуста, затем левый — святого Георгия, каменный купол и двухъярусная колокольня. Наконец, в марте 1857 г. был освящен главный придел во имя Марии Магдалины.
Основной объем храма имел вид четверика, увенчанного пятью главками на высоких барабанах. Приделы отделялись друг от друга перегородками, чтобы можно было одновременно служить литургию и панихиды. Охтинские резчики сделали красивые золоченые иконостасы, в которых было несколько икон старинного письма, прежде всего — Божией Матери.
Напротив церкви, на другой стороне Малоохтинского проспекта, стояла старинна Тихвинская часовня, еще одна находилась на месте бывшего холерного кладбища, возникшего во время эпидемии 1831 г. Третья часовня была выстроена на Малой Охте в 1903 I. по проекту О. Л. Игнатовича.
Кладбище начиналось сразу за церковным алтарем и тянулось в восточном направлении. Это был скромный пригородный некрополь, где хоронили главным образом местных жителей. Исторических захоронений насчитывалось на Малоохтинском немного. Это прежде всего могила живописца А. П. Боголюбова, основателя Радищевского музея в Саратове, и его матери Ф. А. Боголюбовой-Радищевой (дочери писателя А. Н. Радищева), лейб-хирурга П. А. Нарановича, поэта и драматурга Е. Ф. Розена, архитектора И. П. Ропета (Петрова).
Около церковного алтаря скромный крест отмечал могилу писателя Н. Г. Помяловского, родившегося в семье дьякона местной церкви и умершего на Малой Охте в возрасте двадцати восьми лет. Ежегодно 22 июля на Малой Охте отмечался храмовый праздник, описанный Помяловским в очерке «Поречане»:
«День был ясный и тихий. В Поречну через реку народ валом валит. Кладбище переполнено нищими, торговым людом и почитателями праздника, из которых, между прочим, большая часть пришла помянуть своих родственников и друзей с самоварами, кофейниками, водкой и закуской. Стон стоит на кладбище, потому что многие, не дождавшись крестного хода, уже успели справить поминальную тризну,—а на тризне, как известно, наш православный народ не ест, а лопает, не пьет, а трескает. За кладбищем, на поле, расположились до поры до времени фортунки, игра в кости, медведи, обезьяны, ученые собаки, комедианты и шарманки.
Но вот церковные сторожа яро ударили в колокола; хотя в уставе и сказано, что в большие праздники «пономарь клеплет во все тимпаны тяжко, но не борзяся», однако сторожа очень борзились. Церковные двери распахнулись настежь, и из них показались хоругви, потом фонарь, запрестольный крест, за ним—певчие — сборная братия, далее огромное количество образов, несомых большею частью благочестивыми бабами и мальчишками, любящими всевозможные церемонии, наконец, появились попы, а за ними огромная масса народу...».
В 1913 г. совет выборных Охтинского пригородного общества решил увековечить память своего знаменитого земляка. Небольшая улица, проходившая вдоль кладбища, была названа именем Помяловского.
После революции на Малоохтинском почти не хоронили, хотя церковь продолжала действовать. В декабре 1927 г. кладбище осмотрела специальная комиссия, которая признала его переполненным, а также отметила, что «по проекту планировки этого района намечено продолжить Средний пр. М. Охты через кладбище, присоединив в будущем восточную часть кладбища к центральному парку». После публикации в газетах постановления о закрытии в Леноблисполком пришло письмо от жителей Малой Охты, протестовавших против такого решения. Они отмечали, что в запущенности «виноват исключительно орган, в ведении которого находится кладбище. Во время последних десяти лет там не было сделано совершенно никакого ремонта мостков, забора и очистки канав для стока воды... Забор кругом кладбища в тяжелые годы отсутствия топлива расхищен, а животные (коровы и овцы), имея свободный доступ на кладбище, портили растительность и раскапывали холмы на захороненных местах. Пьяные компании молодежи производили самым отчаянным образом поломку прекрасных памятников, имеющих давность более 100 лет...».
Заявление, по советскому обычаю, Леноблисполком отослал в ту самую организацию, на которую жаловались охтяне,— Гороткомхоз, в чьем ведении состояли городские кладбища. Там решили: заявление «удовлетворению не подлежит», так как «закрытие кладбищ производится на основе заранее выработанного плана». В духе времени политический выпад коммунальщиков: «По мнению работников похоронного отделения, указанное заявление граждан написано по инициативе духовенства, обслуживающего кладбище и рискующего потерять источник дохода после его закрытия».
Кладбище закрыли, но окончательно погибло оно через десять лет. В мае 1938 г. в связи с планом реконструкции Охты вышло постановление о закрытии Малоохтинской церкви и ее сносе в шестимесячный срок. Одновременно было решено «ликвидировать все могильные сооружения по всему кладбищу», то есть, попросту говоря,— пустить его под бульдозер. Малоохтинское кладбище перестало существовать, хотя церковь чудом уцелела. После войны в ней устроили кинотеатр, а снесли лишь в середине 1960-х гг. при расширении Малоохтинского проспекта. Сейчас на месте уничтоженного кладбища — обширный пустырь, часть которого занимает спортивная площадка.
Некоторые исторические захоронения были перенесены с Малоохтинского в музейные некрополи. На Литераторских мостках оказался Н. Г. Помяловский. Памятник барону Е. Ф. Розену, автору либретто оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», находится вблизи надгробия композитора в Некрополе мастеров искусств. Трагически сложилась судьба останков А. П. Боголюбова. Место его перезахоронения в Некрополе мастеров искусств оказалось утраченным.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31