Голосование

Как Вы считаете, необходимо ли создание историко-мемориального комплекса на месте Митрофаниевского кладбища?

Да - 89.1%
Нет - 5.1%
Мне все равно - 5.8%

Всего голосов:: 3188
Голосование по этому опросу закончилось
 
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Воинские захоронения на островах Выборгского залива.

Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:04 #56644

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Карта с островами Выборгского залива.

Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:06 #56645

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Остров Новик, военно-морской некрополь.





Остров Новик расположен в Финском заливе, юго-западнее Выборга, на Большом (Внешнем) Транзундском рейде, недалеко от Северного (Пильского) фарватера. Остров небольшой, можно обойти весь за полчаса-час. Природа острова не совсем обычна для этих мест. Остров не скалистый, а песчаный, плоский, поросший сосной. Больше похоже на северное побережье Финского залива в районе Комарово-Зеленогорск-Ушково.
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:12 #56646

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Новик - не простое имя. Оно прославлено в Российском флоте. Первым его носил корвет "Новик" водоизмещением 903 тонны и, кроме парусного вооружения, имел еще и паровую машину. Корвет был построен в Петербурге на Охтинской верфи в 1856 году. В составе эскадры винтовых кораблей "Воевода", "Боярин" и клиперов "Пластун" и "Джигит" принял участие в кругосветном плавании. В сентябре 1861 года корвет "Новик" вновь отправился в Тихий океан, но 14 сентября 1868 года, попав в туман у берегов Северной Америки в районе Сан-Франциско, корвет сел на камни и затонул.




Крейсер "Новик" 1900-го года постройки. Фото с сайта Боевые корабли мира.
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:15 #56647

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
В русско-японскую войну 1904 -1905 годов самый быстроходный легкий крейсер "Новик" (командир капитан II ранга Н.О.Эссен, будущий командующий Балтийским флотом) совершил не один дерзкий выход навстречу японским кораблям. И именно на нем, подняв флаг командующего Тихоокеанским флотом, вышел на помощь миноносцам "Решительный" и "Стерегущий" вице-адмирал С.О.Макаров.

В 1913 году имя "Новик" получил первый представитель качественно нового класса эсминцев - эскадренный миноносец большой серии "Новиков", который на момент постройки по своей огневой мощи, маневренности и скорости хода превосходил все корабли мира этого класса. Построенный на верфи Путиловского завода, "Новик" ознаменовал собой подлинную революцию в развитии кораблей. На ходовых испытаниях в районе о.Бьёрке "Новик" показал небывалую скорость - 37,3 узла! Это был первый турбинный эсминец русской постройки - на нем были установлены паровые турбины и котлы, работавшие на нефти. На верхней палубе было установлено шесть двухтрубных торпедных аппарата и рельсы для постановки мин. По предложению вице-адмирала Н.О.Эссена новому эскадренному миноносцу и было дано имя непобедимого легкого крейсера Порт-Артурской эскадры "Новик".

Продолжая эту традицию, в 1997 году Калининградский судостроительный завод "Янтарь" заложил корабль XXI века ≈ многоцелевой сторожевой корабль "Новик".

По инициативе выборгских судостроителей в 50-е годы в честь и в память этих прославленных кораблей Российского флота и получил свое имя Новик небольшой островок в северо-западной части Транзундского рейда, носивший ранее имя Менц-Саари. И на нем, на о.Новик, находится старинное военно-морское кладбище ≈ Морской некрополь, до недавнего времени заброшенное и варварски разграбленное, а сейчас восстановленое и ухоженное.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:16 #56648

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8



Бухта в северной части острова.
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:20 #56649

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Остров Новик известен прежде всего кладбищем русских моряков 19-20вв., возле которого восстановлена часовня. Традиция хоронить на островах в Финском заливе прослеживается минимум тысячу лет и пережила целые эпохи. Неподалеку от Новика находится еще два островных некрополя раннего Средневековья.



Общий вид захоронений
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:22 #56650

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8


Часовня при кладбище
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:24 #56651

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8



Один из памятников
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:26 #56652

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Историческая справка о русском военно-морском кладбище на острове Новик (Менц-Сари)

"Во время пребывания Практической эскадры и Учебных отрядовъ на Транзундском рейде ежегодно бываютъ смертные случаи от болезней или морских случайностей, и число могилъ на острове Менцъ-Сари сделалось уже значительнымъ. Необходимо, чтобы это Транзундское морское кладбище было приведено въ такой порядокъ, который бы свидетельствовалъ перед местным населениемъ объ уважении русских моряковъ
къ месту Христианскаго упокоения товарищей, умершихъ на службе." (Приказ 102 от 19 августа 1888 г. командующего Практической эскадрой Балтийского флота вице-адмирала Н. Чихачева).
Возникновение в начале последней трети 19 века и существование военно-морского кладбища на острове Менц-Сари (Новик) в Выборгском заливе связано с пребыванием в Транзунде Практической эскадры Балтийского моря с придаваемыми ей шхерным и минным отрядами, специально организуемой с 1858 г. для практических плаваний судов Балтийского флота во внутренних водах и ежегодно вступавшей в первых числах мая в кампанию, завершавшуюся в первых числах сентября. Особое значение эти плавания приобрели с 1864 г., когда с появлением броненосного флота стало возможным формирование эскадры из броненосных судов для испытания их в действии и освоения командами. Ее сборным пунктом стал наиболее удобный по своему положению Транзундский рейд, избранный для проведения здесь якорных учений.
По данным командующего Практической эскадры Балтийского флота вице-адмирала Н.И.Казнакова, содержащимся в его донесении в Главный морской штаб от 31 августа 1891 г., начало кладбищу на Менц-Саари, где в течение почти трех десятилетий ежегодно хоронили умиравших во время летних кампаний нижних чинов Эскадры, было положено в 1862 году, погребением на острове кадета Морского корпуса В.А.Развозова. В этом же донесении сообщалось, что за давностью лет сведений о том, кем первоначально устроено существующее кладбище и от кого на это получено разрешение, в документах Эскадры не сохранилось.
По справке, предоставленной Архивом Морского министерства, никаких сведений о передаче морскому ведомству острова или его части для устройства кладбища в архивных делах за 1802≈1880 гг. не оказалось. В результате возникшей тогда же переписки по вопроса принадлежности острова выяснилось, что он является казенной собственностью Великого Княжества Финляндского, а о заведении здесь и существовании русского военно-морского кладбища Финляндской администрации ничего не известно. Срочность и многоадресность этой переписки, которую вел Главный морской штаб, в том числе с выходом на Канцелярию генерал-губернатора Финляндии и на выборгского губернатора, была вызвана необходимостью установить правомерность существования военно-морского кладбища на Менц-Сари, где завершались начатые в 1889 г. работы по его упорядочению.

15 ноября 1888 года фланг-капитан командующего Практической эскадрой капитан I ранга Нелидов рапортовал в Главный морской штаб, что по приказанию временно управляющего Морским министерством вице-адмирала Н.М.Чихачева, командовавшего в кампанию 1888 г. Практической эскадрой, и согласно письму исполняющего должность начальника Главного морского штаба от И августа, для улучшения состояния кладбища на Менц-Сари на Эскадре и в приданных к ней отрядах была проведена подписка и собрано 708 руб. 58 коп. Первоначально было решено обнести кладбище каменной оградой с деревянными воротами и соорудить часовню. Стоимость ограды, по соглашению с выборгским купцом Тааканеном, должна была составлять 608 руб. Для сооружения же часовни остатка денег не хватало и требовались ассигнования из средств Морского министерства. Окончательным вариантом проекта упорядочения кладбища, к осуществлению которого приступили в 1889г., предусматривалось ограждение его не каменной, а решетчатой железной оградой и пристройка деревянной часовни.
3 августа 1889 г. Главный морской штаб уведомил главного священника гвардии, гренадера армии и флота Желобовского о предполагаемом в текущем году сооружении на устроенном на Менц-Сари кладбище часовни и ограждении кладбища с целью улучшения погребения скончавшихся во время пребывания судов на Транзундском рейде. В уведомлении содержалась просьба срочно, к понедельнику 7 августа, дать заключение прилагаемой записке Комиссии по упорядочению кладбища с планами часовни (фасад и разрез) и ограды, которые сохранились и содержатся в документах архива. В ответ на это отношение последовало одобрение проекта и благословение главного священника на его существование.
5 сентября 1889 г. были заключены контракты на производство работ, по которым строителем часовни стал выборгский купец Андрей Виклунд, а изготовить и соорудить ограду подрядился выборгский фабрикант Эрнест Галлен. 31 июля 1890 г. Галлен и Виклунд уведомили Главный морской штаб о завершении ими этих работ. 7 июля 1891 г. командующий Практической эскадрой рапортовал в Главный морской штаб, что кладбище на Менц-Сари приведено в полный порядок и остается лишь своими силами подкрасить ограду, обшить досками углы часовни для предохранения сруба от гниения, а на дополнительно собранные по подписке деньги исполнить в часовне живописный образ без каких-либо украшений, чтобы он мог оставаться здесь и зимой, не требуя сторожей и установить перед ним лампаду.
Часовня с образом Святого Николая Чудотворца и лампадой, сооруженной "усердием чинов Эскадры 1891 г.", была освящена 29 августа 1891 года. В 4 номере журнала "Гангут" от 1992 года исследователь А.А.Аллилуев высказывает мнение, что военно-морское кладбище на о. Новик появилось с погребением здесь русских моряков в период российско-шведской войны 1788-790гг.
Здесь вопрос не в исторической полемике, а в том, что мы обратились к истории и судьбе Морского некрополя на о. Новик и любая информация ценна. И есть твердое убеждение, что историки флота и краеведы Выборга до конца исследуют и установят дату начала существования Морского некрополя и восстановят имена покоящихся здесь защитников Отечества, а также вместе с воинами и общественностью Выборга приведут в порядок и восстановят варварски разрушенные могилы.
Последние два года мы наблюдается картина, что к острову Новик все чаще подходят катера, яхты, шлюпки. Люди разных возрастов (в подавляющем большинстве молодежь) идут к кладбищу, несут цветы, венки, чтобы почтить память русских моряков, покоящихся на этом уютном, красивом острове, и стараются как-то его благоустроить. Так участники шлюпочного похода "Дорогами Петра Великого", юные моряки клуба юных моряков "Адмиралтеец" и их наставники из Санкт-Петербурга, клуба "юных моряков" из Костромы и детско-юношеского клуба "Юный моряк" из города Кронштадта установили у границы Морского некрополя изготовленный заранее деревянный крест. У основания креста доска с надписью: "Здесь на острове Новик (Менц-Сари) похоронены моряки Российского флота. Упокой, Господи, души усопших рабов твоих." Восстановлен крест на небольшом, хорошо сохранившемся, мраморном надгробии кадета Развозова. Надпись на нем легко читается: "Рабъ Божiй Василий Развозовъ Кадет Морскаго Кадетскаго Корпуса Утонул. 21-го iюля 1862 года".
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:43 #56653

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Остров Вихревой

Расположен на входе в Выборгский залив с западных направлений. Судовой ход (основной корабельный фарватер) проходит в непосредственной близости от о.Вихревой, к северу от острова на расстоянии 5 кабельтовых (925 метров). Остров имеет вытянутую форму в направлении на северо-запад, его длина составляет около 1,6 км, а ширина — около 800 метров. На острове имеется каменно-бетонный пирс, использовавшийся в 1980-х годах для обеспечения функционирования лоцманской станции, в настоящее время пирс используется для швартовки и стоянки яхт и катеров.
Координаты пирса φ = 60034',2 с.ш.; λ = 280 26',1в.д.
Пирс находится в хорошем состоянии, но для швартовки бортом не оборудован, наиболее безопасной является стоянка носом, с отдачей кормового якоря. При такой стоянке около пирса могут разместиться не более 4-5 яхт или катеров среднего размера длиной до 10-14 метров. Глубины у пирса достаточные, более 2-х метров. Наиболее неспокойной стоянка становится при ветрах северного направления, когда длина разгона волны может достигать 2 миль.
Привлекательными объектами острова являются мысы и западное побережье — гранитные «бараньи лбы», а также удобные для рыбалки заводи у северного и северо-восточного берега острова.

Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:45 #56654

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Остров Туппурасаари был форпостом финской полевой фортификации в Финском заливе.

После взятия Выборга (20 июня) советскими войсками 25 июня 1944 на остров Туппурансаари был высажен 1 взвод (56 человек). Финский гарнизон спешно эвакуировался после короткой перестрелки. Отсюда - новое русское название острова. Орудийные точки либо взорваны либо качественно затоплены самими финнами в 1944 при эвакуации гарнизона. На острове можно обнаружить следы артподготовки (на граните) и локальные следы от пулевых столкновений (на старых деревьях, на входах в ДОТы и пр.)




Остров Вихревой (Туппурассари)
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:49 #56655

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8


Генеральный план острова
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:55 #56656

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
По данным книги "Герои страны" на острове погибло два героя Советского Союза. Один захоронен в братской могиле на самом острове, другой на с/з окраине мыса Хряппен-Ниеми. Данные в ОБД отсутствуют. Фотографий могил и их координат нет.

Болесов Иван Егорович
1917 - 12.03.1940
Герой Советского Союза

Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:56 #56657

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Болесов Иван Егорович - механик-водитель танка 62-го танкового полка 86-й мотострелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, младший комвзвод.

Родился в 1917 в селе Колокольцовка ныне Красноармейского района Самарской области в крестьянской семье. Русский. Образование неполное среднее, работал в родном селе.

В Красной Армии с 1937 года. Окончил танковую школу. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-40 годов.

Механик-водитель танка 62-го танкового полка (86-я мотострелковая дивизия, 7-я армия, Северо-Западный фронт) комсомолец младший комвзвод Иван Болесов отличился в боях за остров Туппурансари (ныне остров Вихревой в Выборгском заливе).

Умело ведя танк, механик-водитель Болесов И.Е. помог экипажу уничтожить два противотанковых орудия, разрушить пулемётный дот, три укреплённых дома. Танк был подожжён противником, но отважный экипаж потушил огонь.

Когда боевую машину окружили враги, мужественный экипаж пулемётным и артиллерийским огнём прорвал кольцо противника.

Младший комвзвод Иван Болесов пал смертью храбрых в бою 12 марта 1940 года на острове Туппурансари. Похоронен на северо-западной окраине мыса Хряппен-Ниеми.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младшему комвзводу Болесову Ивану Егоровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина.

Имя Героя носит школа в его родном селе.

Примечание: В большинстве источников местом захоронения И. Е. Болесова называется мыс Хряппен-Ниеми — искажённое финское название Хярянпяянниеми - Мыс Бычья Голова (на карте обведён красным !!)

Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:58 #56658

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Рахимов Бакий
1913 - 03.03.1940
Герой Советского Союза

Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 14:59 #56659

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Рахимов Бакий - пулемётчик 109-го разведывательного батальона 86-й мотострелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, красноармеец.

Родился в 1913 году в селе Нижняя Кня ныне Балтасинского района Татарии в крестьянской семье. Татарин. Окончил начальную школу и школу ФЗУ. Работал слесарем в столице Татарской АССР – городе Казани.

В Красной Армии с 1939 года. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов.

Пулемётчик 109-го разведывательного батальона (86-я мотострелковая дивизия, 7-я армия, Северо-Западный фронт) красноармеец Бакий Рахимов отличился в бою 22 февраля 1940 года в районе острова Койвисто-Бьёрке.

В составе разведывательной группы Рахимов проделал проходы в проволочном заграждении. Преодолев заграждения, группа захватила два вражеских дота. Красноармеец Рахимов был ранен, но остался в строю.

Отважный воин пал смертью храбрых в бою 3 марта 1940 года. Похоронен в братской могиле на острове Вихревой в Выборгском заливе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» красноармейцу Рахимову Бакию посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина.

На родине Герою воздвигнут памятник. Мемориальная доска, в память о славном земляке, установлена на здании производственного объединения «Тасма» в Казани
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 15:02 #56660

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
.

Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 15:13 #56661

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
.
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 15:15 #56662

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
остров Маячный



Остров Маячный известен в первую очередь маяком.
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 15:28 #56663

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Братская могила красноармейцев



Что это за могила - пока не ясно..
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 18:13 #56664

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Зимняя война. Безвозвратные потери Красной Армии в период советско-финляндской войны (1939 - 1940).

Боевые действия на Карельском перешейке

По плану операции войска 7-й армии, действовавшей на Карельском перешейке, главном театре военных действий «зимней» войны, на первом этапе наступления должны были достичь линии Хиитола, Антреа, Выборг. Выборгом следовало овладеть через 12-15 дней после начала наступления, т.е. к 11-14 декабря 1939 г. После этого 7-я армия во взаимодействии с 8-й армией, наступавшей из южной части КАССР в направлении г. Сортавала, должна была наступать в направлении Лахти, Хювинкяя и Хельсинки. На правом фланге 7-й армии наступал 50 стрелковый корпус, на левом – 19 с.к. Боевой состав 7-й армии достигал 30.11.1939 264 577 солдат, 1 565 танков, 1 967 орудий и до 1 500 самолетов.

С началом наступления 7-й армии 30 ноября 1939 г. командование убедилось в том, что на направлении главного удара, на участке наступления 19-го с.к. в западной части Карельского перешейка, сопротивление противника оказалось сильнее, чем ожидалось. Это обстоятельство заставило командующего войсками, действовавшими против Финляндии, командарма 2-го ранга К. А. Мерецкова перенести направление основного удара в восточную часть Карельского перешейка, в район населенных пунктов Тайпале, Кивиниеми. С этой целью под командованием комкора В. Д. Грендаля была сформирована т.н. Правая группа 7-й армии.

Согласно приказу штаба ЛВО от 5 декабря 1939 г. после форсирования Тайпалеенйоки 6 декабря силами двух стрелковых дивизий (49-я и 150-я с.д.) следовало выйти в тыл и фланг группировке противника, оборонявшейся на т.н. линии Маннергейма. На левом фланге участка наступления 49-й с.д., действовавшей в направлении населенного пункта Теренттиля, на деревню Кирвесмяки наступал 19-й с.п. 142-й с.д. 150-я с.д. действовала во втором эшелоне Правой группы Грендаля.

Северо-западнее 50-й с.к. силами двух стрелковых дивизий (90-я и 142-я с.д.) должен был форсировать реку Вуоксу в районе Кивиниеми, имея целью перерезать железную дорогу Выборг–Хиитола восточнее Кирву. Предназначенный для развития успеха наступления 10-й танковый корпус имел задачу, в зависимости от обстановки, нанести удар в северо-западном направлении либо из района Тайпале, либо из района Кивиниеми.

Наступление началось 6 декабря и ценой больших потерь подразделениям 49-й с.д. комбрига П. И. Воробьева удалось захватить два небольших плацдарма в районе Теренттиля в ночь с 6 на 7 декабря 1939. Западнее 19-й с.п. 142-й с.д. форсировал Тайпалеенйоки, захватив мыс Коукунниеми. С целью развития успеха 150-я с.д. должна была переправиться за 19-м с.п., продолжая наступление в направлении Келья.

Попытка форсирования Вуоксы, предпринятая подразделениями 142-й с.д. комбрига П. С. Пшенникова 6 декабря и частями 90-й с.д. комбрига П. А. Зайцева 7 декабря по причине плохой подготовки и несогласованности действий не увенчалась успехом. По распоряжению командования дальнейшие попытки форсирования были прекращены 8 декабря. С 9 декабря 1939 руководство боевыми действиями возглавила Ставка ГВС, одобрившая предложение бывшего командующего 7-й армией командарма 2-го ранга В. Ф. Яковлева, о переносе направления главного удара на Выборгское направление, на которое были переброшены 10-й танковый корпус, управление 50-го с.к. и 90-я с.д. На ставшее второстепенным направление Тайпале Ставка распорядилась перебросить 39-ю танковую бригаду и один батальон 35-й танковой бригады. С 9 декабря Правая группа приступила к «прогрызанию» (из документа) обороны финнов в районе Тайпале. Бои на этом направлении продолжались без существенных успехов для частей РККА (49-я и 150-я с.д.) вплоть до завершения войны 13 марта 1940.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 18:15 #56665

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
Направление главного удара было перенесено Ставкой на Выборгское направление, где 24-я с.д. вступила в соприкосновение с линией Маннергейма еще 7 декабря. Главные силы 7-й армии вышли к основной линии обороны финнов 10 декабря. В промежутке между Правой группой Грендаля и основными силами 7-й армии (50-й и 19-й с.к.) 43-я с.д. полковника В. В. Кирпичникова также вошла в соприкосновение с основной оборонительной линией финнов 10 декабря (между озерами Пуннусярви и Муолаанярви), хотя по оценке штаба 7-й армии дивизия вышла лишь на промежуточный участок обороны. Согласно решению командования финской армии, принятому незадолго до начала войны, 27 ноября 1939, основная линия обороны была перенесена южнее, на рубеж Муолаанярви, Юскярви, Кирккоярви, Пуннусярви, Вуокси.

Новый командующий 7-й армии К. А. Мерецков доложил Ставке о новом плане наступления 13 декабря. Промежуточные цели наступления оставались прежними: на восточном участке Карельского перешейка Правая группа Грендаля должна была, наступая на Кякисалми, перерезать железную дорогу Выборг, Хиитола. На Карельский перешеек, в основном, в западную его часть, по распоряжению Ставки перебрасывались дополнительно два корпусных управления (10-й и 3-й с.к.) и три свежих дивизии (100-я, 136-я и 4-я с.д.). Наступление соединений и частей 7-й армии поддерживали примерно 2000 орудий различных калибров, 1 565 танков и три авиабригады.

Правый фланг ударной группировки 7-й армии, действовавшей между озером Муолаанярви и Финским заливом, обеспечивала на широком фронте от реки Вуокса до озера Муолаанярви, 43-я с.д. Исходя из ошибочного представления о том, что 43-я с.д. еще не достигла линии Маннергейма, командование 7-й армии приказало дивизии начать наступление 14 декабря. Левый, приморский, фланг обеспечивали подразделения Карельского УРа. В последующем на этом направлении Мерецков планировал сосредоточить стрелковую дивизию.

После перегруппировки основные силы 7-й армии: 50-й с.к. (123-я и 138-я с.д.) и 19-й с.к. (24-я и 90-я с.д.), после трехчасовой артподготовки перешли в решающее наступление 17 декабря между озером Муолаанярви и населенным пунктом Сумма. На правом фланге вдоль юго-западного берега Муолаанярви на опорный пункт Вяйсянен наступала 24-я с.д. Левее, по обе стороны железной дороги продвигалась 90-я с.д.; из района болота Мунасуо на Ляхде вела наступление 123-я сд. На левом фланге группировки в направлении опорного пункта Сумма, Хотинен вдоль шоссейной дороги наступала 138-я с.д. На этом же направлении действовала 20-я танковая бригада. Во втором эшелоне ударной группировки действовала 70-я с.д. Наступление 17 декабря закончилось безрезультатно.

На следующий день, 18 декабря, наступление возобновилось после четырехчасовой артподготовки в 13.10. В течение второго дня боя лишь 768-й с.п. 138-й с.д. добился частного успеха в направлении Сумма, где войскам удалось вклиниться в оборону противника. Начавшееся после двухчасовой артподготовки наступление 19 декабря во многом решило исход первой попытки прорыва линии Маннергейма. В течение дня части 123-й и 138-й с.д. удалось добиться нескольких вклинений в оборону противника. Наступление было продолжено 20 декабря, когда понесшие большие потери войска ударной группировки окончательно исчерпали свои наступательные возможности. В своей радиограмме, отправленной в адрес Ставки вечером 20 декабря, Мерецков обосновал необходимость приостановки наступления до 24 декабря. Перерыв был необходим, прежде всего, для предварительного разрушения ДОТов и ДЗОТов противника. Кроме того, необходимо было сосредоточить на Карельском перешейке дополнительные силы, которые должны были решить исход операции в короткие сроки. Таким образом, к вечеру 20 декабря финны выиграли первое сражение на линии Маннергейма. После этого сражения война-блицкриг стала превращаться в затяжную войну с неясными перспективами.

Наступление Правой группы Грендаля, возобновленное 15 декабря на направлении Тайпале, не принесшее успеха в первые дни операции, сопровождалось большими потерями живой силы. Ставка одобрила 19 декабря предложение Мерецкова о приостановке наступления и на этом участке фронта. Прибытие на фронт, начиная с 16 декабря, частей свежего соединения, 4-й с.д., дало возможность Мерецкову и Ставке еще раз проверить прочность обороны финнов на фронте Кивиниеми, Тайпале. Приказ о наступлении подписали в штабе Правой группы вечером 20 декабря. Задачей четырех дивизий (49-й, 150-й, 4-й и 142-й с.д.) было форсирование в нескольких местах замерзшего озера Сувантоярви, окружение и разгром группировки финнов, оборонявшейся в районе Тайпале и продолжение наступления в направлении Кякисалми. На правом фланге группировки в наступление переходила 49-я с.д. в направлении Теренттиля, левее – 150-я с.д. в направлении Волоссула. Действуя из района Уконнииттю, Лапинлахти, 4-я с.д. должна была форсировать Сувантоярви и овладеть районом Келья, Волоссула, отрезая группировке противника пути отхода на север. В резерве Правой группы находилась 14-я отдельная танковая бригада.

Наступление 49-й и 150-й с.д. силами всех шести стрелковых полков началось 24 декабря в 14.00 после двухчасовой артподготовки и завершилось безрезультатно. На левом фланге группировки утром 25 декабря 39-й с.п. 4-й с.д. форсировал Сувантоярви двумя батальонами в районе Волоссула. Левее 220-й с.п. 4-й с.д., форсировав озеро двумя батальонами, захватил плацдарм в районе деревни Келья. К вечеру 25 декабря лишь один батальон 220-го с.п. удерживал позиции в этом районе. Бои здесь продолжались до 27 декабря, когда остатки подразделений полка отошли в исходный район. Левее неудачей завершилась попытка форсирования Сувантоярви силами 19-го с.п. 142-й с.д. в районе деревни Пурпуа. Не удалось добиться успеха и 461-му с.п. 142-й с.д. в районе западнее населенного пункта Саккола. В разгар боев, 26 декабря, Ставка сформировала на базе Правой группы 7-й армии 13-ю армию, которая действовала в восточной части Карельского перешейка до конца войны.

Ставка отказалась от предложения командующего 7-й армии Мерецкова продолжить наступление на Выборгском направлении уже 24 декабря 1939. Необходимо было нарастить силы и средства для обеспечения прорыва линии Маннергейма и достижения целей войны. Боевой состав Действующей армии было решено довести до 1 300 000 человек (штатная, а не списочная численность). Неразвитая транспортная инфраструктура СССР не позволила обеспечить переброску такой массы войск и техники на фронт в предписанные короткие сроки. Лишь 16 января 1940 Ставка приняла решение о возобновлении операции на Карельском перешейке 4-6 февраля. По разным причинам наступление началось лишь 11 февраля. Для руководства войсками, действовавшими на Карельском перешейке в составе двух армий (7-я и 13-я армия), в январе 1940 года было сформировано фронтовое управление. Командующим войсками Северо-Западного фронта был назначен командарм 1-го ранга С. К. Тимошенко. СЗФ располагал 23 стрелковыми дивизиями, в том числе двумя резервными. В подчинении Ставки на Карельском перешейке находились Резервная группа (сначала три с.д.), корпус «армии Куусинена» (1-я и 2-я с.д. Финской Народной Армии) и 3-й кавалерийский корпус (две кавалерийских дивизии). В общей сложности на Карельском перешейке действовали 30 дивизий.

На прежнем участке прорыва 7-й армии протяженностью 17 километров сосредоточили девять стрелковых дивизий, всю армейскую артиллерию и 70% танков. На километр участка наступления приходилось в среднем 72 орудия и 40 танков. На участке прорыва между деревней Кархула (юго-западнее деревни Сумма) и озером Муолаанярви действовали 50-й и 19-й с.к. На левом фланге ударной группировки на фронте от Кархула до Финского залива наступали 10-й и 34-й с.к. На приморском участке на направлении Муурила действовала сформированная на базе Карельского УРа 42-я с.д. На направлении главного удара 13-й армии, на фронте от озера Сувантоярви до озера Муолаанярви, действовали 23-й и 15-й с.к.

Войска 7-й армии перешли в наступление 11 февраля. На участке 19-го с.к. между Муолаанярви и железной дорогой наступала 24-я с.д., в направлении железной дороги 80-я с.д. и на левом фланге 19-го с.к. между Мустасуо и Мунасуо продвигалась 90-я с.д. Прорыв линии Маннергейма был обеспечен силами левого соседа 19-го с.к., прежде всего, частями 123-й с.д. 50-го с.к. под командованием комбрига Ф. Ф. Алябушева. 11 февраля 272-й и 245-й с.п. дивизии вклинились в оборону противника в направлении станции Кямяря, восточнее озера Суммаярви. На следующий день, 12 февраля, вклинение превратилось в прорыв, в который был введен 27-й с.п. 7-й с.д. К вечеру 12 февраля части 123-й и 7-й с.д. вышли к тыловой оборонительной линии противника, расширив прорыв до 5 км в ширину и до 2,5 в глубину. По решению Мерецкова неудачное наступление 100-й с.д. с целью овладения д. Сумма было остановлено 12 февраля. К участку прорыва по приказу Мерецкова были подтянуты батальон 13-й отдельной танковой бригады и батальон 15-й пулеметной бригады. К вечеру 13 февраля части 123-й с.д. продвинулись на 7 км в направлении Ляхде, что означало окончательный прорыв линии Маннергейма. На левом фланге 123-й с.д. 7-й с.д. не удалось выйти в тыл группировке финнов, оборонявшейся в районе Сумма. Безрезультатно закончилось и наступление частей 19-го с.к.

Согласно приказу штаба 7-й армии от 13 февраля 84-я м.с.д. комбрига В. Ф. Конькова подчинялась 50-му с.к. и переходила в наступление из-за правого фланга 123-й с.д. в направлении д. Каскела (западнее ст. Лейпясуо).
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE:Воинские захоронения на островах Выборгского залива. 04 Июнь 2013 18:16 #56666

  • lena.lana.k
  • lena.lana.k аватар
  • Не в сети
  • Сообщений: 8671
  • Спасибо получено: 18
  • Репутация: 8
После прорыва линии Маннергейма штаб 7-й армии отдал 17 февраля приказ о переходе к преследованию частей отступавшего противника и захвате силами подвижной группы Выборга с окрестностями уже 18 февраля. В приказе штаба армии от 20 февраля говорилось о том, что противник перешел к обороне к югу от Выборга. Решающие сражения последнего этапа войны на Карельском перешейке начались после двух дней отдыха для наступающих войск, 26-27 февраля. К 24 февраля войска СЗФ занимали следующие участки. В районе Тайпале действовал 3-й с.к.; между Сувантоярви и Муолаанярви наступали части 15-го и 23-го с.к. 13-й армии, которые достигли озера Яюряпяянярви. Соединения 7-й армии: 19-й и 50-й с.к. продвинулись до линии северный берег Муолаанярви, д. Няюккиярви (юго-восточнее Выборга). Левее, на направлении Йоханнес, Сомме(е) действовал 10-й с.к. Уступом влево на направлении Муурила, Койвисто оперировал 34-й с.к.

Наступление, возобновленное 28 февраля на фронте от реки Вуокса до Финского залива, натолкнулось на ожесточенное сопротивление противника, и уже 1 марта по распоряжению Ставки и штаба СЗФ в план наступления были внесены существенные изменения. 19-й ск, действовавший на правом фланге 7-й армии, в районе Хейнйоки, Носкуа, был передан в состав 13-й армии. На левом фланге 7-й армии, на приморском направлении, стал действовать только что сформированный на базе Резервной группы 28-й с.к. Корпус в составе двух дивизий (70-я с.д. и 86-я м.с.д.) должен был перейти в наступление, форсировать по льду Выборгский залив и перерезать дорогу Выборг–Хельсинки. На правом фланге 28-го с.к. 10-й с.к. овладевал островами в районе Уурас, форсируя в последующем Выборгский залив.

Наступавший с юго-востока в направлении Выборга 34-й с.к. получил приказ захватить город к 2 марта, действуя небольшими подразделениями, направив главные силы в обход Выборга с северо-востока. Правее, в направлении Тали, наступал правофланговый корпус (50-й с.к.) 7-й армии. Действовавший на левом фланге 13-й армии 19-й с.к. получил приказ овладеть районом станции Антреа, уступом вправо продвигался 23-й с.к. 15-й с.к. 13-й армии должен был форсировать Вуоксу в районе Яюряпяя.

Действуя на правом фланге 15-го с.к., 4-я с.д. комбрига И. Н. Музыченко вела 1-3 марта бои за деревню Яюряпяя, имея задачу форсировать Вуоксу. На левом фланге 4-й с.д. в направлении Кюля-Пааккола действовала 17-я м.с.д. комбрига Т. К. Бачанова (Бацанова). Левее, в направлении Сало-Пааккола, пролив Хопеасалми, Синтола, продвигалась 97-я с.д. комбрига Г. И. Шерстюка. В разгар этих боев Ставка сменила командующего 13-й армии. 2 марта командующим был назначен командарм 2-го ранга Ф. А. Парусинов. Наступление 15-го с.к. возобновилось 4 марта. На правом фланге корпуса из района д. Пёлляккяля с целью овладения островом Васиккасаари наступала 50-я с.д. комбрига С. Г. Горячева. Двумя стрелковыми полками (2-й и 359-й с.п.) дивизия овладела островом 5 марта. В ходе наступления 1-4 марта части 50-й, 4-й с.д. и 17-й м.с.д. понесли исключительно большие потери и потеряли наступательные возможности. Действовавшая на правом фланге 19-го с.к. в направлении пролива Хопеасалми 97-я с.д. 23-го с.к. перешла в наступление 5 марта, не добившись успеха.

Предпринятое силами 50-й с.д. 6 марта наступление с Васиккасаари на северный берег Вуоксы после временного успеха завершилось потерей захваченного плацдарма. Для усиления частей, действовавших на этом направлении, в последующем на Васиккасаари был переброшен полк 8-й с.д. комбрига Р. Н. Рубцова. Для усиления ослабленной тяжелыми потерями 4-й с.д., которая наступала на Яюряпяя, на это направление были переброшены с левого фланга 15-го с.к. два полка 17-й м.с.д. (271-й и 278-й м.с.п.). На прежнем участке 17-й м.с.д. был оставлен в обороне 55-й м.с.п.

Части 97-й с.д. форсировали 6 марта пролив Хопеасалми, однако уже на следующий день вынуждены были оставить захваченный плацдарм. После этого 97-я с.д. была вновь подчинена 15-му с.к. Общее наступление пяти дивизий 15-го с.к. на прежних направлениях началось 11 марта и было завершено безрезультатно 13 марта. 15-му с.к. не удалось обеспечить плацдарм на противоположном берегу Вуоксы до конца войны.

С целью обеспечения успеха операции 28-го с.к. по форсированию Выборгского залива 86-я м.с.д. комбрига Ю. В. Новосельского захватила 2 марта силами 169-го м.с.п. и двух лыжных батальонов (60-й и 61 л.б.) остров Туппура. Общее наступление 28-го с.к. началось 4 марта. На правом фланге корпуса наступала 70-я с.д. в направлении Тейкаринсаари, Мелансаари, Сантасаари, Ламмассаари. На северном берегу Выборгского залива 68-й с.п. 70-й с.д. вышел на мыс Нисканпохьянниеми, левее 252-й с.п. той же дивизии – в район населенного пункта Хейнлахти. На левом фланге 28-го с.к. после захвата острова Туппура части 86-й м.с.д. преодолели по льду Выборгский залив, выйдя силами 284-го м.с.п. в район Виланиеми. 169-й м.с.п. вышел на берег на мысу Хярянпяянниеми, наступая в направлении Мухулахти, Вилайоки и шоссейной дороги Выборг–Хельсинки. Между двумя мотострелковыми полками в направлении Вилайоки продвигались 60-й и 61-й лыжбаты. Во втором эшелоне 28-го с.к. с 5 марта действовала 173-я м.с.д. полковника В. Н. Марцинкевича. Уже 6 марта 378-й м.с.п. 173-й м.с.д. перерезал шоссейную дорогу Выборг – Хамина, создав угрозу окружения Выборгской группировки финнов. Бои на этом направлении продолжались до конца войны 13 марта 1940.

Правее на участке 10-го с.к. Выборгский залив форсировали на правом фланге корпуса 113-я с.д., которая наступала из района мыса Лиханиеми в направлении Койвуниеми, Поркансаари, Пииспансаари. Левее 42-я с.д. продвигалась на Вахваниеми, Хапененсаари и далее в направлении шоссейной дороги Выборг – Хамина. На левом фланге 10-го с.к. из района Равансаари, Есисаари, Суонионсаари в направлении Карппила, Тервайоки, Репола продвигались части 43-й с.д. Вышедшим в нескольких местах к 13 марта на материк частям 10-го с.к. не удалось перерезать упомянутую выше шоссейную дорогу на своем участке наступления.

План наступления 7-й армии, как отмечалось выше, не предполагал штурма Выборга. Выборгскую группировку противника следовало окружить, действуя на левом фланге силами 28-го и 10-го с.к., а на правом обходя город с северо-востока. На правом фланге 7-й армии 50-й с.к. наступал в направлении Тали, на левом 34-й с.к. – в направлении предместья Выборга Таммисуо. После перегруппировки части 7-й армии перешли в решающее наступление 11 марта. На правом фланге армии 24-я с.д. вышла к 13 марта в район Тали, Репола, левее усиленная 20-й т.б.р. 123-я с.д. подошла к важному узлу дорог Портинхойкка. 84-я м.с.д. наступала левее вдоль северо-восточного берега озера Кярстилянярви на Конккала. На участке 34-го с.к. правофланговая 100-я с.д. продвигалась в направлении Мусталахти, 91-я м.с.д. – на Таммисуо, а 95-я с.д. – на предместье Выборга Карьяла. 12 марта 34-й с.к. усилили 29-й танковой бригадой.

7-я с.д. комбрига С. В. Верзина наступала силами трех полков с целью овладения Выборгом. 300-й с.п. наступал на правом фланге дивизии вдоль железной дороги; левее, в направлении Ристимяки, Паттеринмяки продвигался 27-й с.п. На левом фланге 7-й с.д. по линии железной дороги вдоль берега Финского залива наступление вел 257-й с.п. К моменту, когда боевые действия были прекращены (12.00 13 марта) 7-я с.д. овладела лишь юго-восточной частью города. Центр города, включая Выборгскую крепость, остался в руках финнов. Война завершилась подписанием Московского мирного договора в ночь с 12 на 13 марта. Договор вступил в силу в полдень по московскому времени 13 марта 1940. В этот же день финны торжественно спустили государственный флаг в Выборгской крепости.

Килин Юрий Михайлович
Петрозаводский государственный университет
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вход

Календарь

Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30